Культурный шок
03 апреля 2018 г., 11:48

В Москве прошел круглый стол на тему «Мигранты в Москве, современные проблемы и пути их решения», организованный Научно-просветительским центром «Аль-Васатыя – умеренность» и Духовно-просветительским центром мусульман имени шейха Мухаммада Садыка при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и Международной исламской миссии. Среди участников круглого стола были представители ФСИН, духовных центров мусульман, этнических землячеств, посольств стран СНГ, прессы, различных общественных организаций. Собравшиеся говорили о различных проблемах, с которыми приходится сталкиваться приезжим из стран Центральной Азии, находящимся на заработках в России, обсуждали, каким образом можно им помочь, чтобы морально облегчить пребывание вдали от дома, адаптироваться к российским условиям и избежать противоправных деяний.

Открывший встречу заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Вячеслав Полосин отметил, что необходимо поддерживать связь с Духовными управлениями мусульман центральноазиатских республик, так как они хорошо знают специфические черты менталитета своих земляков и являются для них авторитетами.

Директор Духовно-просветительского центра мусульман имени шейха Мухаммада Садыка Рыскулбек Каримбеков  рассказал о том, что главной задачей его организации является просвещение мигрантов и продемонстрировал собравшимся видеолекцию, в которой подробно рассказывается, какими правилами должен руководствоваться мусульманин из Центральной Азии, прежде чем он решится поехать в Россию. Первое и главное условие для этого: трудовая миграция не должна нанести ущерб вере и не толкнуть мусульманина на путь харама (запрещенных в исламе деяний). Второе условие: в трудовую миграцию следует отправляться лишь в том случае, если мусульманин точно уверен, что он получит от нее больше выгод, чем мог бы получить у себя на родине. Кроме того, он должен точно знать, что обладает необходимой квалификацией для работы, и обязательно заручиться согласием родителей на отъезд.

Конкретными и четкими были выступления представителей НИИ ФСИН России. Они сообщили, как обстоят дела с отбывающими сроки тюремного заключения представителями среднеазиатских народов. Так, бывший заместитель  начальника ФСИН, а ныне сотрудник НИИ этой организации Салих Шамсунов доложил, что в местах лишения свободы находятся 29 тысяч выходцев из центральноазиатских стран, что составляет 5% от общего числа осужденных. При этом 90% из них осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, включая торговлю наркотиками, разбойные нападения и грабежи. Среди них больше всего граждан Таджикистана – 8000 человек, следом идут граждане Узбекистана – 6300 человек. С 1992 года в местах лишения свободы официально действует принцип свободы совести и вероисповедания и гарантировано право осужденных на исполнение религиозных обрядов. Однако хотя никаких препятствий для соблюдения религиозных обрядов официально не существует, соблюдение норм и предписаний ислама, в том числе норм питания, в системе ФСИН сейчас возможно лишь в мусульманских регионах России.

Другой сотрудник НИИ ФСИН Сергей Оганесян более подробно остановился на положении тех, кто осужден за религиозный экстремизм. Таких, по его данным, насчитывается около 6000 человек. Он указал, что эти люди отбывают наказания за борьбу с властью и стремление изменить политическое устройство государства насильственным путем. В связи с этим  он назвал их по сути «политическими заключёнными» и признал, что они представляют собой серьезную опасность, так как не признают правил внутреннего распорядка и не желают подчиняться администрации колоний.

По словам Сергея Оганесяна, серьезную проблему представляет и тот факт, что лица, осужденные за экстремистскую деятельность, активно вербуют своих сторонников среди других осужденных. Прозвучала информация о том, что около 700 человек приняли ислам в местах лишения свободы, из них немало представителей немусульманских народов. Для них не существует духовных авторитетов, и поэтому перед ФСИН встал вопрос об изоляции религиозных экстремистов и помещении их отдельно от других осужденных, но для этого пока нет специализированной колонии. Кроме этого отмечалось, что осуждённые за экстремизм имеют проблемы с психикой и у них массово наблюдается склонность к агрессии, которая реализуется через  насилие, которое они связывают с учением ислама.

Со своей стороны, глава Ассоциации исламских психологов доцент Ольга Павлова отметила, что абсолютное большинство мигрантов, попадая в среду непривычную и отличную от их среды обитания, испытывают культурный шок и трудности с адаптацией и, в связи с этим нуждаются в системной психологической помощи. Эта мысль была поддержана всеми собравшимися, которые выражали необходимость не только психологической, но и языковой, и правовой поддержки своих земляков и сограждан и призвали выпускать больше литературы на духовные темы и по правовым аспектам трудовой деятельности мигрантов на их родных языках. В этой связи упоминался положительный опыт Татарстана, где сотрудники ФСИН имели возможность больше узнать о специфике ислама от теологов ДУМ.

Круглый стол закончился приятием резолюции, в которой заявлено о  готовности проводить на базе АНО ДПЦМ им. Шейха Мухаммада Садыка, совместно с порталом «Мигрант.МОБИ» и мусульманами-юристами, индивидуальные консультации по правовым вопросам при подаче документов, по общению с полицией и работодателем, курсы по изучению исламских дисциплин для повышения нравственности среди мигрантов, в том числе на языке носителей, а также организовать оказание психологической помощи мигрантам в Москве Ассоциацией исламских психологов.


Источник: По материалам ИА "Ислам ньюс"