Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Неучтенные дети мигрантов
11 января 2019 г., 16:28

Сотрудники Института институциональных исследований и Института образования НИУ Высшая школа экономики впервые попытались подсчитать число детей мигрантов в российских школах. Их вывод -  приезжих учеников меньше, чем принято думать, но с их обучением иногда возникают проблемы.

Исследователи собирали материалы в «трудных» школах Центрального региона страны. Согласно их выводам, представители не коренных этносов составляют в школах Центральной части России от 7 до 16%. Больше всего учеников-мигрантов в Московской области - 16,2%.

При этом миф о том, что школы столицы и Подмосковья переполнены приезжими, не подтвердился. В самых «мигрантских» школах, в старших классах насчитывается в среднем 2–4 человека, переехавшие из стран СНГ, в средних классах – 5-6 учеников, в начальной школе - 7–9 учеников-мигрантов на класс при средней наполняемости класса 28–30 человек. Но и 5 % детей мигрантов от общего количества учеников – это уже много, считают ученые.

Точных и полных данных о количестве учащихся из семей мигрантов в российских школах нет, так как в стране не ведется официальный учет таких учеников. Между тем для системы образования важно учитывать этих детей как категорию, нуждающуюся в поддержке. Без этого нельзя определить, какие конкретные меры поддержки нужны и какое финансирование требуется на их обеспечение. А сегодня каждая школа, куда попадают дети-мигранты, оказывается один на один со своими проблемами.

По словам ведущего эксперта Института образования ВШЭ Надежды Бысик, в настоящее время произошло разделение средних общеобразовательных учебных заведений на гимназии и лицеи, где концентрируются сильные дети, и на обычные школы, куда попадают остальные. Оказалось, что обычные школы не обязательно тянут назад дети, плохо знающие русский язык. Напротив, если детей мигрантов собирается довольно много, они «вытягивают» слабую школу, поскольку ориентированы на учебу, чтобы закрепиться в России.

- Адаптация детей мигрантов проходит, конечно, не только в школе, но и за ее стенами, - отмечает эксперт. - Если повезет, в школе организуют дополнительные занятия по изучению русского языка. Есть прекрасные примеры внешкольной адаптации в рамках творческих кружков, которые преподаются на русском. Однако в идеале необходима госпрограмма адаптации детей мигрантов и ее государственное субсидирование.


Источник: По материалам "Комсомольской правды"