"Межнациональные отношения стабильны, но успокаиваться этим нельзя"

Интервью А.Б Паскачева Федерации мигрантов России: "Межнациональные отношения стабильны, но успокаиваться этим нельзя"

1. В 1944 году произошло поголовное выселение чеченского народа на чужбину. Вместе со многими своими земляками оказались в Казахстане и Ваши родители, Вы там родились и прожили до девятилетнего возраста. Насколько сложной была эта ситуация для Ваших близких, для Вас? Тяжело ли проходила адаптация?

23 февраля 1944 года произошла величайшая трагедия в истории чеченского и ингушского народов – выселение с родной земли в Среднюю Азию и Казахстан. Причем никакой объективной необходимости в этом человеконенавистническом акте не было, - война-то к тому моменту шла уже границах Советского Союза. Практически все взрослые мужчины-чеченцы героически защищали от захватчиков Советскую страну, а ни один немецкий солдат никогда не вступал на территорию Чечни, как и Ингушетии. Немецкие полчища, рвавшиеся к грозненской нефти, были остановлены на подступах к республике, а затем отброшены. Шло полномасштабное победоносное шествие Красной Армии. И у сталинско-бериевской клики не было ни военных, ни политических мотивов (разве что местечково-личностные) для проведения такой акции с отвлечением из действующей армии около 120 тысяч солдат и офицеров, военной техники и затрат, достаточных на производство не менее 700 танков.

При этом были отмечены случаи массового уничтожения населения. К примеру, в горном селении Хайбах женщин, стариков и детей загнали в конюшню, подожгли, а тех, кто пытался вырваться, в упор расстреливали. Русские офицеры, которые отказались выполнять бесчеловечный приказ, были разоружены. В результате было убито более 700 женщин, стариков и детей. Трагедия Хайбаха стоит в одном ряду с такими преступлениями против человечества, как Холокост и Хатынь.

Многие солдаты и офицеры понимали суть происходящего и сочувственно относились к людям. Моя мама и ее сестра, а им было по 12 и13 лет, в то трагическое утро оказались одни дома в селе Шали, так их близких никуда не пускали, не давали зайти домой, а отправляли сразу на вокзал, грузили в товарные вагоны, и мало кому удавалось взять с собой провизию и ценные вещи. Так вот, старый солдат, по словам мамы, подозвал двух молодых сослуживцев, и они по его указанию помогли девочкам собрать в дорогу продукты, муку, деньги, серебряную посуду и т.д. Потом они оказались в одном вагоне со своими родственниками, которым не так повезло, и эта помощь помогала выжить, спасла жизнь не одному человеку.

В процессе выселения и впоследствии из-за голода, холода, лишений из почти полумиллиона переселенцев около половины погибли. Произошедшее тяжело сказалось на популяции вайнахов (чеченцев и ингушей), она смогла восстановиться лишь через поколение. Подобные преступления не подлежат забвению, чтобы никому никогда не пришло в голову их повторять.

Мои родители познакомились в Казахстане. Я там родился, пошел в школу. По воспоминаниям старших и по собственным детским воспоминаниям могу сказать, что в целом, за исключением каких-то деталей, отношения чеченцев с местным населением служат примером того, как относятся нормальные люди к тем, кто попал в беду.

Да, в первое время было чрезвычайно тяжело. Старики рассказывали, как мои земляки, сородичи массово гибли от болезней, голода и холода. Бывало, высаженные в холодной степи и вовремя не доставленные в жилой поселок переселенцы сбивались в кучу, закрывая своими телами, в первую очередь, детей, а к утру крайние замерзали насмерть. Хоронили нередко сразу несколько человек, закапывали в одну яму, какую могли вырыть в глубоком снегу. Одна женщина потеряла всех детей, кроме одного, и чтобы накормить последнего умирающего от голода ребенка, она отрезала от своей ноги кусок мяса, но пока варила мясо, малыш умер… С тех пор никто не угощал гостей мясными блюдами в ее присутствии.

Мы жили в Джамбульской области в селе Чокпар. Население там было интернациональным: казахи, немцы, русские, карачаевцы, балкарцы и другие. К нам относились с пониманием и сочувствием. Несмотря на официальную пропаганду, что, якобы, приехали нелюди, казахские муллы и старейшины разъясняли людям ситуацию и призвали помогать бедствующим, поясняя, что это многократно зачтется Всевышним. Было трудно. Даже за колосок пшеницы, поднятый с убранного поля, давали 10 лет лагерей. Но постепенно жизнь все-таки налаживалась. Главное, жили мирно. По сути, никаких межнациональных конфликтов не было.

Мне было пять лет, когда в марте 1953 года умер Сталин. Помню, как многие люди на улицах рыдали. Только ссыльные не плакали, а тихо радовались. Шепотом, чтобы, видимо, мы - дети не разболтали на улице (иначе посадили бы всех), взрослые с радостью говорили, что теперь-то нас вернут на родину…. Но это произошло лишь через четыре года.

Наш народ с благодарностью к казахам и киргизам вспоминает 13,5 лет, прожитых совместно. До сих пор у моих земляков сохранились дружеские контакты со многими из них.

 Жизнь продолжается и мы не должны зацикливаться на трагедиях, но и не можем забывать о них. Мы должны воспитывать молодежь на позитивных примерах и мужества, и доблести, и милосердия представителей разных народов, которые помогали незнакомым людям, делясь последним и иногда рискуя своей свободой и благополучием. А таких примеров масса.

2. С 2012 года вы являетесь директором Института миграции и межнациональных отношений и членом Президиума Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, также вы занимаете пост председателя Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан. Чего удалось достичь за это время? Какие важные проекты/инициативы состоялись или были начаты?

Вы правильно объединили деятельность нескольких организаций в одном вопросе. На самом деле они являются частями одной большой и важной работы – участия гражданского общества в выстраивании и реализации государственной политики в сфере миграции и межнациональных отношений.

Начну с наиболее значимых участков. При Президенте РФ действует Совет по межнациональным отношениям и после каждого его заседания глава государства дает серьезные поручения с учетом выдвинутых членами Совета предложений. Все чаще заседания Совета проходят с выездом в регионы и непосредственно под руководством В.В. Путина. Предварительно вопросы, включенные в повестку дня, всесторонне рассматриваются на Президиуме Совета.

В качестве примера могу назвать заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, состоявшееся в октябре 2016 года в Астрахани, которое провел лично В.В. Путин и где он заявил, что Россия успешно противостоит терроризму и экстремизму.

Летом 2017 года прошло заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям под председательством Владимира Путина в столице Марий Эл Йошкар-Оле. Мне выпала честь выступить на нем с рядом инициатив. В частности, я предложил законодательно закрепить четкий порядок финансового обеспечения программ социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, свести нормы в сфере миграции, разбросанные по множеству правовых актов, в единый миграционный кодекс, разрешить зарубежным соотечественникам, добровольно переселяющимся в Россию, для оформления правового статуса регистрироваться по месту пребывания, провести миграционную амнистию для отдельных категорий иностранных граждан. Владимир Путин согласился практически по всем высказанным позициям и дал поручения рассмотреть их.

Затем на Президиуме Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям мы обсуждали организацию исполнения поручений главы государства и достигнутые результаты. По последним данным, из 87 поручений около 80 %  выполнены, другие на стадии выполнения.

Заседания Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан тоже нередко проходят в выездном формате. Комиссия практикует выездные расширенные заседания в тех регионах, где наиболее актуальна, на наш взгляд, та или иная проблема связанная с миграцией. В ходе таких выездных заседаний мы обязательно подробно изучаем практическую работу.

Скажем, в Ростове-на-Дону мы познакомились с условиями обучения и проживания семей мигрантов из Украины. Впоследствии результат нашей работы был доложен Президенту Путину. В Перми в рамках Всероссийского форума национального единства состоялось расширенное совместное заседание нашей Комиссии, Комиссии по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики. Мы с коллегами побывали в Пермском миграционном центре.

Недавно состоялось выездное заседание Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в Узбекистане. Его главной целью стало изучение практических наработок в области домиграционной подготовки трудовых мигрантов и анализ проблем, возникающих у мигрантов в странах исхода.

Межправительственным соглашением о временной трудовой деятельности граждан Узбекистана в Российскую Федерацию предусматривается возможность комплексной подготовки граждан Узбекистана для временной работы в России еще на территории страны исхода, включая медицинское освидетельствование, информирование граждан о возможности трудоустройства, согласование с работодателями кандидатов, а также проектов трудовых договоров, обучение по сдаче комплексного экзамена.

Мы проехали по территории республики, посетили Самаркандский Центр предвыездной подготовки и отправки трудовых мигрантов в Российскую Федерацию, открытый осенью прошлого года при участии Правительства Санкт-Петербурга, провели множество официальных встреч и переговоров на высоком уровне. Пришли к заключению, что нужно расширять межправительственные контакты по цивилизованному привлечению трудовых мигрантов из стран СНГ в Российскую Федерацию.

Члены Комиссии и сотрудники Института миграции и межнациональных отношений привлекаются в качестве экспертов к законодательной деятельности. Они входят в рабочую группу ФАДН по подготовке федерального закона «О социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации».

По линии Института миграции и межнациональных отношений мы занимаемся исследовательской, научной, правозащитной деятельностью, проводим сами и участвуем в конференциях, семинарах, круглых столах. В конце прошлого года состоялась большая Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация государственной миграционной политики в контексте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.», организованная Комиссией по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Комитетом Госдумы по делам национальностей, Общественной палатой РФ, Федеральным агентством по делам национальностей и АНО «Институт миграции и межнациональных отношений». В конференции приняли участие представители властных органов, ведущих научных институтов и высших учебных заведений, международных, негосударственных и общественных организаций, национально-культурных автономий, специалисты и практики из регионов. Были представлены серьезные и содержательные доклады, по материалам конференции мы готовимся выпустить сборник.

Научные труды Института миграции и межнациональных отношений выливаются в публичные выступления и монографии. В 2017 году в свет вышла монография «Государственная миграционная политика Российской Федерации в новых условиях», авторами которой являюсь я и два моих заместителя, члены нашей Комиссии - доктор политических наук, профессор В.А. Волох и кандидат политических наук, доцент В.А. Суворова.

Еще мы активно работаем с учащейся молодежью, молодыми специалистами, привлекаем их к исследованиям, проводим специальные конкурсы. Так, Институт миграции и межнациональных отношений проводил Всероссийский конкурс на лучшую научную работу в области миграции (научно-исследовательскую, публицистическую, научно-практическую) среди студентов, аспирантов и молодых ученых. Победители получили дипломы, грамоты, ценные подарки, их работы были опубликованы.

Выступать с научными сообщениями мне доводится на разных площадках. Это могут быть форумы, съезды, конференции. Регулярно читаю лекции в МГУ имени М.В. Ломоносова, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, в региональных вузах. И в Ивановской области, куда я ездил как доверенное лица кандидата в президенты Владимира Путина, на встрече с избирателями обратился к межнациональным отношениям: напомнил слушателям, как в 1990-е года предпринимались попытки развалить Россию, каким огромным трудом и с какими потерями с этой угрозой удалось справиться, как важно не допустить подобного впредь.

Перечислить все, чем занимается Институт миграции и межнациональных отношений просто невозможно. Тут и видеопроект «Понятный Кавказ», и издание брошюр-памяток в помощь мигрантам, опросы и мониторинги по актуальным темам, благотворительные акции. При этом мы стараемся тесно сотрудничать с органами власти, национальными и общественными организациями, образовательными учреждениями.

3. Вы говорили, что «Опыт России в области интеграции народов и культур по мере расширения территории государства для мировой истории уникален». А что, на ваш взгляд, мы можем позаимствовать из опыта Советского Союза?

Интернационализм, дружба между народами – понятия из советского прошлого. Мы в свое время так привыкли к этому, что перестали замечать, как воздух, которым дышим. Между тем, абстрактное понятие приобретает реальные черты, если наполняется конкретикой. Дружба между народами будет, когда есть дружба между конкретными представителями разных этнических групп, и количество связанных такой дружбой достигает критической массы, так что они ведут за собой остальных. В итоге общество в целом становится сплоченнее.

К сожалению, мы поздно это осознали. Думали, что добрые отношения между народами, сложившиеся в советские годы, сохраняются сами по себе. А это не так, их нужно постоянно подпитывать, иначе они приходят в негодность. Рухнул Советский Союз, разорвались привычные связи - и дружба сошла на нет. Поэтому сегодня нам предстоит возрождать сотрудничество на постсоветском пространстве, выстраивать коммуникации. Нужно заново узнавать друг друга, стараться понять, не влезая при этом в чужой монастырь со своим уставом. В числе прочего, остро стоит вопрос возрождения оргнабора, эффективно себя зарекомендовавшего в советские годы.  

4. Вы долгие годы возглавляете «Российский конгресс народов Кавказа». Какова ситуация с мигрантами в этом «непростом» регионе. Какие сложности адаптации? В каких отраслях в основном они работают? Каков национальный состав?

В целом плотность миграционных потоков в СКФО достаточно высокая, что связано с его ролью приграничной территории, принимающей на себя и пропускающей через себя различные категории и этнические группы иммигрантов из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубежья. Кавказ можно сравнить со своеобразным «фильтром», который абсорбирует на себя значительную часть мигрантов.

Но Кавказ – неоднородная территория. Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область - центры притяжения и концентрации внешних и внутренних мигрантов, сюда идут интенсивные миграционные потоки из государств Закавказья, Украины, а также из стран Центральной Азии. Работают мигранты преимущественно в строительстве, на транспорте, в сфере торговли и обслуживания, сельском хозяйстве. Напротив, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан  - основные источники выезда внутренних мигрантов, что связано с избытком трудоспособного населения и необходимостью значительной части жителей искать средства к существованию вдали от дома.

Именно поэтому мы внесли предложение и Президент РФ на одном из заседаний Совета дал поручение Правительству РФ разработать так называемую «трудовую карту» ,т.е. обеспечить возможность свободного перемещения граждан России из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные. В результате родилось Распоряжение 663-р. Однако мы считаем, что и этого недостаточно, поскольку существенных изменений так и не произошло. А ведь дефицит трудовых ресурсов в стране нужно обеспечивать, прежде всего, за счет собственных граждан.

Около года назад в Пятигорске состоялся семинар – совещание на тему «О практике и задачах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года», который вел заместитель руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов. Он отметил, что Северный Кавказ – самый многонациональный российский макрорегион, он же и источник риска, так как противоречия в хозяйственной, культурной, языковой сферах здесь быстро могут перетечь в межнациональную. Потому на Кавказе гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства многонационального российского народа имеет повышенное значение.

На первом плане перед руководителями северо-кавказских регионов были поставлены задачи обеспечения сбалансированной внутренней миграции, развития промышленного сектора, преодоления застарелых межэтнических противоречий и территориальных споров, гармонизации межнациональных отношений. Актуальны также задачи противодействия новым радикальным идеологическим течениям в религиозной и национальной сферах, обеспечения сбалансированной языковой политики, поддержки и сохранения языков коренных народов Кавказа и народов, находящихся в состоянии национального меньшинства.

Обнадеживает то, что в СКФО 78,4% населения оценивает межнациональные отношения как позитивные. В то же время возможность межнационального конфликта в своем населенном пункте допускают около 24% опрошенных жителей СКФО, тогда как всего в стране таких 14%.

5. В одном из интервью Вы говорили, что «последние опросы показывают, что 70% нашей молодежи относит себя к единой российской нации». Как, по-вашему, миграционная политика влияет на формирование «единой российской нации»?

Государство много делает для укрепления межнационального согласия. Президентом РФ утверждены «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В Стратегии закреплены такие цели, как упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений. Это значит, что все этносы, которые столетиями сохранялись на российском пространстве, должны и впредь сберегаться, сосуществовать в мире, развиваться.

Как следствие, за последние годы произошли ощутимые позитивные изменения в сфере межнациональных отношений. К российской идентичности сегодня себя относят более 70% жителей страны, причем доля их выше в молодежной среде и, что показательно, в национальных республиках. Снизился градус мигрантофобии, ушли в тень многие маргинальные течения, меньше стало открытых проявлений ксенофобии и экстремизма.

Однако успокаиваться этими достижениями никак нельзя. Около трети россиян по-прежнему настроены против мигрантов, а, скажем, в Москве и Подмосковье каждый второй не желает мириться с соседством граждан иной национальности. Настораживает, что немало опрошенных допускают возможность межнациональных конфликтов, 2-3% готовы сами взяться за оружие.

6. За последние несколько лет произошли значительные изменения в миграционной политике. Какие, по вашему мнению, были наиболее значимые? И какие изменения еще необходимы?

О ключевых событиях в правовом поле я уже сказал - это выход «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Эти два правовых акта неразрывно связаны между собой – они рассчитаны до одного срока и государственная миграционная политика реализуется в контексте стратегии национальной политики. Одновременно государством принимаются меры по предотвращению межнациональных и межконфессиональных разногласий.

Вместе с тем ожидают решения целый ряд вопросов: совершенствование миграционного учета и порядка пребывания (проживания) иностранцев на территории России, легализация лиц с неурегулированным правовым статусом и не имеющих документов, удостоверяющих личность, регулирование трудовой миграции путем организованного набора и с домиграционной подготовкой, упрощение приема в гражданство тех, кто не может предоставить подтверждение выхода из иного гражданства, доступность получения разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности, повышение квалификации сотрудников МВД России, занятых в сфере миграции, и т.д.

Все эти вопросы так или иначе соприкасаются с темой успешной социализации иностранных граждан, от чего зависит мирное и спокойное течение жизни. Ведь доля мигрантов в составе населения России, только по официальным сведениям, превышает 10 процентов. Вот почему мы с нетерпением ожидаем принятия закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации».

7. В 2018 году в ряде регионов России увеличилась стоимость патента, сократились квоты, появились ограничения на работу мигрантов в определенных отраслях. Каким образом, по-вашему, это влияет на миграционные потоки (происходит сокращение или перераспределение по регионам, например)?

В соответствии с действующим законодательством российские регионы имеют право самостоятельно определять профессии и количество квот, по которым они готовы приглашать к себе иностранных рабочих. Это позволяет им оптимизировать миграционные потоки, равномерно распределять рабочие места и не допускать социальной напряженности.

На общем числе прибывающих в Россию мигрантов такой подход не сказывается. Как сообщила начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Кириллова на январском совещании в Новосибирске с участием полномочного представителя президента в СФО, трудовая миграция у нас ничуть не уменьшается, люди к нам по-прежнему едут. В 2017 году в Россию въехало и поставлено на учет более 15,7 млн. иностранных граждан (в 2016 году - 14,3 млн. человек). За год трудовым мигрантам, прибывшим в безвизовом порядке, оформлено почти 1,7 млн. патентов (в 2016 году – 1,5 млн. патентов).

На власть сегодня возложена обязанность - вырабатывать пути селективного отбора трудовых мигрантов. Необходимо совершенствовать механизм привлечения преимущественно высококвалифицированных иностранных специалистов. Кроме того, нельзя упускать из виду, что современная миграция сопряжена с терроризмом, экстремизмом. Соответственно, она требует взвешенной, трезвой оценки и выработки адекватных решений, позволяющих соблюдать баланс интересов как мигрантов, так и принимающих сообществ.

8. Вы много работаете с разными регионами России. В каких регионах ситуация с адаптацией мигрантов наиболее проблематичная? Какие регионы могут послужить примером?

Повторюсь, в последние годы межнациональные отношения в стране стабильны. Нет массовых резонансных конфликтов на этноконфессиональной почве, социологические опросы фиксируют рост общегражданской идентичности. Сталкиваются с проблемами, связанными со своей национальностью, не более 5 процентов россиян. Настороженное отношение к людям другой национальности высказывают лишь 15-17 процентов граждан.

Показатели обычно тревожнее в моноэтничных регионах и в тех, где нет опыта межнационального общения и где национальной политике уделяют мало внимания. Мегаполисы сталкиваются с большим миграционным давлением, у них возникает больше проблем. Но и там сейчас уровень напряжения в межнациональной сфере минимальный.

Что касается передового опыта, то очень много зависит от квалифицированных и преданных делу исполнителей.  На местах встречаются настоящие энтузиасты. В декабре на проводившейся нами Всероссийской научно–практической конференции «Реализация государственной миграционной политики в контексте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.» мы встретились с одним из них - генеральным директором АБНО «Новый век», членом Общественной палаты Республики Татарстан Лилией Таишевой. Она поделилась успешными практическими наработками по адаптации и интеграции мигрантов, которые уже намечено распространять в других регионах.

Среди них внедрение мобильного приложения на четырех языках, которое открывает мигрантам-обладателям смартфонов и других компьютерных устройств доступ к бесплатным услугам медиков, юристов, социальных работников. На вводных ориентировочных курсах, которые иностранцы могут пройти при получении патента, им объясняют, как вести себя в той или иной ситуации. В низкопороговом центре для мигрантов можно бесплатно и анонимно проконсультироваться. В дальнейшем планируется наладить работу социального патронажа с выездами мультидисциплинарной бригады на место в сложных случаях.

9. Практика показывает, что самыми распространенными нарушениями миграционного законодательства являются те, что связаны с порядком пребывания. Чем это объясняется, по вашему мнению?

По сводкам МВД России, в 2017 году было направлено 210 708 представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию. Эта меньше, чем в 2016 году - 229 013. То есть, число нарушений, за которые положен запрет на въезд, снизилось.

Чаще всего запрет на въезд настигает иностранцев, допустивших нарушения режима пребывания. Сюда входят: нарушение правил въезда, нарушение режима, предусмотренного для лиц, следующих транзитом, отсутствие необходимых для проезда документов, пропуск срока постановки на миграционный учет, неверно указанная в миграционной карте цель визита и некоторые другие. За них наступает неотвратимая и строгая ответственность. Даже если деяние не было выявлено сразу и лицо не получило взыскание в течение срока пребывания, правонарушение вносится в базу МВД России и далее превращается в барьер для посещения Российской Федерации.

А теперь подумаем, нужен ли иностранцу такой запрет? Безусловно, не нужен. А попадает он под него из-за правовой неграмотности. Отсюда вывод: нужно шире вести разъяснительную работу среди иностранных граждан. В идеале – растолковывать им российские правила до того, как они отправятся в путешествие. На это направлены наши усилия по введению организационного набора и домиграционной подготовки.

10. Что Вы можете пожелать Федерации мигрантов России?

Национальная безопасность и благополучие в российском обществе напрямую зависят от того, насколько поведение мигрантов соответствует обычаям и традициям местного населения, не вступает в ними в противоречие. Но сами они не слишком стремятся изучать российские реалии, несмотря на введение обязательного экзамена на знание русского языка, истории и законодательства России.

Поэтому я желаю вашей организации лучше защищать права мигрантов и активнее участвовать в реализации государственной миграционной политики, особенно в процессе адаптации и интеграции иностранцев. Больше просвещать, консультировать приезжих. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности за его неисполнение. Правовая неграмотность больно бьет по мигрантам, по их семьям. Так что они должны как следует усвоить, что, находясь в другом государстве, обязаны соблюдать  российские законы и принятые у нас в стране нормы поведения. Одновременно следует готовить и принимающее сообщество, наших граждан, которые должны понимать, что мигранты приносят пользу стране, в недалеком прошлом они наши сограждане, вместе с нами победившие фашизм. У этих народов тоже есть своя великая история и культура. Надо познавать друг друга и уважать. Тогда и все Евразийское гуманитарное пространство будет для всех нас общим и родным.