Фонд науки и образования
Ассамблея народов России
Департамент национальной политики г. Москвы
Общественная палата РФ
Московский дом национальностей
Федерация мигрантов России
Международный альянс «Трудовая миграция»
Рекомендации
Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и Управления мониторинга, анализа и прогноза Федерального агентства по делам национальностей по итогам круглого стола на тему: «О роли национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество: проблемы и перспективы»
27 марта 2019 г. г. Москва
При реализации государственной миграционной политики Российской Федерации особо важное значение имеет организация работы по адаптации и интеграции иммигрантов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 г. № 1569, расширившим полномочия Федерального агентства по делам национальностей (далее – ФАДН России) в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, в настоящее время ФАДН России осуществляет изучение опыта, наработанного заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти и общественными организациями.
Результаты этой работы будут использованы в выработке единых подходов и методическом обеспечении деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для повышения эффективности государственного регулирования в данном направлении. Задача ФАДН России — содействовать национально-культурным автономиям (далее – НКА) в социокультурной адаптации мигрантов.
Участники круглого стола принимая во внимание высокую социальную значимость взаимодействия федеральных и региональных органов власти с национально-культурными автономиями, определили основные задачи в вопросах социальной культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и выработали конкретные предложения возможного их решения. Одной из главной проблемой является несовершенство нормативной правовой базы в этой сфере.
В работе НКА и других общественных организаций отсутствует четкое понимания смысловых значений терминов «адаптация иммигрантов» и «интеграция иммигрантов» и различия между этими понятиями. Также отсутствует единое представление в отношении категорий мигрантов, которым требуется адаптация или интеграция. Все это, в конечном счете, деструктивно сказывается на практической деятельности субъектов политики адаптации и интеграции (государство, органы местного самоуправления, НКА и другие общественные организации). Принимаемые ими меры содействия иммигрантам носят разобщенный и поверхностный характер, каждая НКА, общественная организация или муниципалитет по-своему видит задачу адаптации и интеграции иммигрантов и действует, сообразуясь с собственными представлениями об этих процессах.
По мнению участников круглого стола, в области адаптации и интеграции мигрантов необходимо учитывать не только территориальные особенности этого процесса, но и категории мигрантов. Подходы к каждой категории должны быть разными. В первую очередь в поддержке нуждаются мигранты с перспективой постоянного проживания. Остро стоит проблема неопределённости того какие мигранты, какой квалификации и в какие регионы нужны. В работе по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов должна быть чёткая привязка к социальным, культурным и экономическим возможностям региона.
Также участниками круглого стола отмечено, что национально- культурные автономии должны оказывать помощь своим соотечественникам, которые не достаточно знают русский язык и плохо разбираются в миграционном законодательстве. Реально действующих НКА, работающих со своими соотечественниками не много. Большинство культурных автономий занимаются организацией национальных мероприятий и не всегда заинтересованы в работе по адаптации мигрантов.
В субъектах Российской Федерации отсутствует конкретное должностное лицо, которое отвечало бы за работу в сфере социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан, за взаимодействие с национально-культурными автономиями и с другими организациями, которые занимаются подобной тематикой.
Еще одна проблема, – незаинтересованность и невостребованность органами исполнительной власти имеющихся научных разработок и исследований, касающихся регулирования миграционных процессов. Для решения этой проблемы необходимо создавать площадки, на которых была бы возможна коммуникация между государственными органами и научным сообществом. Кроме этого, необходим государственный заказ для научных, учебных и общественных организаций.
В связи с вышесказанным, участники круглого стола приняли решение рекомендовать:
- Федеральному агентству по делам национальностей:
1.1. Продолжить работу над проектом Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1.2. Организовать конкурс на выполнение НИР по теме: «Разработка методических рекомендаций по вопросам адаптации и интеграции иммигрантов» и организовать работу с победителями конкурса по ее выполнению. Целевая аудитория данных методических рекомендаций: государственные органы федерального и регионального уровней; органы местного самоуправления; общественные организации, занимающимися вопросами оказания помощи иммигрантам, в том числе и НКА.
1.3. Провести научно-практический семинар на тему: «Теоретические и методические аспекты адаптации и интеграции иммигрантов» с целью: обсуждение теоретических, методических и других проблемных вопросов, изложенных в Методических рекомендациях,
1.4. Принять участие, совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения и Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС "ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ"», в разработке комплекса оценочных материалов по профстандарту «Специалист по трудовой миграции», в части вопросов адаптации и интеграции трудовых мигрантов.
- Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- Определить конкретное должностное лицо, ответственное за работу в сфере социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан, взаимодействия с национально-культурными автономиями и другими организациями.
- Создать центры оценки профессиональной квалификации иностранных граждан и рекомендовать мигрантам повышать свою квалификацию в данных центрах.
- Ввести в муниципальных образованиях должности общественных инспекторов с целью осуществления общественного контроля за деятельностью и поведением трудовых мигрантов.
- Национально-культурным автономиям:
- Организовать работу волонтеров с вновь прибывшими мигрантами, привлекая к этой деятельности наиболее образованных и хорошо зарекомендовавших себя мигрантов, временно или постоянно проживающих (имеющих соответствующие документы) на территории Российской Федерации. Создать систему волонтерства по сетевому принципу.
- Осуществлять оперативное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.
- Осуществлять ключевую роль в поддержании межнационального мира и согласия, создавать условия для интеграции носителей различных национальных культур в единое гражданское общество.
- С учетом заинтересованности в стабильных трудовых отношениях мигрантов с работодателями, Национально-культурным автономиям содействовать иностранным гражданам, прибывающим по оргнабору, в оформлении ими трудовых отношений с целевыми работодателями и, по возможности, ограничивать влияние на них теневого российского рынка труда.
3.5. При аргументированных жалобах трудовых мигрантов на нарушение целевыми работодателями заявленных условий, необходимо способствовать разрешению этих ситуаций, информируя о них соответствующие профильные структуры.
3.6. В целях распространения системы независимой оценки квалификации иностранных трудовых мигрантов и повышения их конкурентоспособности на российском рынке труда, активизировать взаимодействие с Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, с другими профильными Советами, а также с Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС "ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ"». Содействовать проведению среди трудовых мигрантов информационно-консультационной и организационной работы по их подготовке и прохождению профессиональной аттестации.
Председатель Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям А.Б. Паскачев
Начальник Управления мониторинга, анализа и прогноза Федерального агентства по делам национальностей Д.Е. Савельев