Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Комиссия по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям обсудила вопросы законодательства
17 сентября 2013 г., 19:40

Комиссия по миграционным вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям обсудила  вопросы подготовки третьего заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, которое состоится в октябре 2013 года.

Как заявил Член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Заместитель Председателя комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной Палаты Российской Федерации, Член Общественной Палаты Российской Федерации, Председатель Высшего Совета «Российский конгресс народов Кавказа» Асламбек Паскачев, в настоящее время находится в стадии разработки и будет представлен специальный справочно-информационный материал по различным проблемам миграции. В него предлагается включить разнообразные количественные и качественные статистические данные, а также результаты социологических исследований, полученные от официальных органов власти - министерств и ведомств, а также общественных организаций.

В частности, предполагается свести воедино данные по правонарушениям как самими мигрантами, так и относительно мигрантов, преступлениям и правонарушениям, заболеваниям, занятости и т.д.

Впоследствии планируется справочно-аналитический материал представить в Президиум, затем обеспечить общедоступность и публикацию, чтобы все структуры и организации, занимающиеся проблемами миграции, имели обобщенные, базовые сведения для последующего углубленного анализа и осмысления.

В настоящее время часть материалов получена и находится на стадии обобщения. Часть статистических, обобщающих данных, полученных из ряда ведомств - ФМС, Минтрудсоцразвития, Минобрнауки, Минрегионразвития - была представлена непосредственно на заседании.

Интерес участников заседания вызвали представленные Минрегионразвития сведения о планируемой численности принятия людей в ближайшие годы в рамках программы по переселению соотечественников.

Одновременно, по словам А.Паскачева, необходимо выработать общую концепцию, а также уточнить всесторонние детали функционирования центров социально-культурной адаптации мигрантов.

В этой связи, особый интерес участников совещания вызвал доклад начальника Управления содействия интеграции ФМС России Татьяны Бажан о функционировании центра социальной адаптации трудовых мигрантов, открывшегося 3 сентября сего года в г.Тамбов на базе ФМС России и при содействии фонда «Русский мир». Планируется   открытие подобного центра во второй половине сентября в г.Оренбург.

Участники совещания признали необходимость выезда на места, в регионы для изучения ситуации на местах с последующей ретрансляцией, а также высказали пожелание относительно проведения специального выездного заседания с целью обобщения и анализа полученного опыта.

Также было высказано предложение активнее использовать площадку Общественной Палаты для проведения форумов с широким участием общественности для обсуждения вопросов внешней и внутренней миграции.

Также предложена необходимость подготовки действенных предложений по совершенствованию системы привлечения, приема, оформления, использования и учета иностранной рабочей силы.

Участниками совещания также рассмотрен специальный пакет предложений, подлежащий представлению в Совет.

В частности, рекомендовано разработать и реализовать рекомендации по организации на базе Российских центров науки и культуры в ряде государств-участников СНГ центров обучения русскому языку потенциальных трудовых мигрантов в странах исхода.

При этом предлагается создавать не только центры обучения русскому языку, но и специальные социально-адаптационные центры, где мигранты могли бы получать информацию о вакансиях на российском рынке труда, справочную информацию о законодательстве, о Российской Федерации, об изменениях в миграционной политике. То есть эти центры должны предоставлять расширенный пакет услуг.

Также предлагается оказание федеральной финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты и программы, направленные на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Такая поддержка может быть оказана и на региональном, и на муниципальном уровнях.

Также предложено разработать рекомендации государствам-участникам СНГ по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в том числе через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, участии в местном самоуправлении. По мнению участников совещания, в настоящее время роль государств СНГ - поставщиков рабочей силы на российский рынок труда – заметно недооценена. Нужно активизировать их участие в подготовке мигрантов для работы в России. Это позволит тратить меньше бюджетных средств. Страны исхода должны принимать определенное участие как в подготовке потенциальных мигрантов в своих странах, так и в подготовке их в России. Механизм может быть следующим: через межправительственные соглашения, либо путем выдачи целевых «связанных» кредитов, которые будут направлены на подготовку мигрантов, в том числе адаптационную и квалификационную.

Затронув вопрос о нелегальных мигрантах, участники совещания подчеркнули необходимость анализа причин их незаконного нахождения – кто в этом виноват, сами ли нелегалы, или недостаточная правоприменительная практика. Следует подготовить предложения по разрешительной системе. Одновременно прозвучало предложение обеспечивать мигрантов пластиковыми картами с основной информацией с начислением минимальной суммы,  чтобы его можно было выдворять с использованием этой суммы – или же выдворять за счет работодателя.

А.Паскачев подчеркнул, что в настоящее время представители малого бизнеса стараются нелегалов не принимать на работу, так как штраф в 800 тысяч рублей для них  значительная сумма, они не желают рисковать. Нелегалов берут тогда, когда доход, получаемый от этого нарушения, намного превышает наказание.

Прозвучало предложение о поэтапном ужесточении наказания для тех, кто пользуется трудом нелегалов: при первом нарушении - штраф, втором – закрытие компании, третье нарушение – приравнять к статье о работорговле. Нужно также оценить эффект этой теневой деятельности с точки зрения налогов, так как нелегалы – это выпадающие доходы, которые не поступают ни в российский бюджет, ни в бюджет стран исхода.

Затронув вопрос о возможности введения визового въезда для трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, участники совещания отметили, что никаких серьезных, решительных действий ни одно из ведомств пока не предпринимало и в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать каких-либо изменений по этому поводу. В настоящее время целый ряд направлений в законодательстве приводится в порядок и изменяется в сторону ужесточения, но о визах пока речи не идет.