«Социально активная молодежь – это исключительно ценный актив для нашей страны», - Асламбек Паскачев.
24 сентября 2015 г., 20:52

Председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» Асламбек Паскачев принял участие во встрече общественников с активистами молодежных организаций и движений из российских регионов.

В ходе встречи, состоявшейся 24 сентября 2015 года в Общественной палате РФ, обсуждались вопросы современной национальной политики, роли и места молодежи в формировании общегражданской идентичности.

Во встрече принимали участие молодежные активисты – победители конкурсов национальных проектов из шести российских регионов: Санкт-Петербурга, Алтайского края, Хакассии, Красноярского края, Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов.

В ходе встречи, проходившей в форме неформального обмена мнениями, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин напомнил, что основной задачей, которая сформулирована в Стратегии государственной национальной политики до 2025 года, является формирование общероссийской гражданской нации и общегражданской идентичности.

По его словам, «формирование общероссийской гражданской нации - это единственная реалистичная политика».

«С одной стороны, не годится политика «плавильного котла». Потому что сегодня, и это надо понять всем, в обществе наблюдается ренессанс идентичности. Люди ищут самые разные идентичности. А современное общество и современный человек готовы одновременно к множеству идентичностей. Это архаичное, традиционное общество требовало монолитной идентичности. А сегодня социологи понимают и знают хорошо, что возможны разные варианты – россиянин с одной стороны, татарин – с другой, москвич – с третьей, и так далее. Все это вполне возможно. Но как только мы начнем говорить о «плавильном котле», так мы начнем сталкиваться с желанием людей построить множественную идентичность. А это недопустимо. Натурный эксперимент же поставлен! Долгое время Соединенные Штаты исповедовали идею «плавильного котла». Что они получили? Они получили движение Black Power, «власть черным». Более того, антропологи сегодня с ужасом фиксируют, что среди афроамериканцев, которые вполне себе устроились - миллионеры, с шикарным образованием, установка на противостояние действующему государству считается необходимым условием африканской идентичности. Мы получим такой «торфяной пожар». Потому что это противостоит большим макросоциальным процессам, это безнадежное дело», - пояснил он.

Вместе с тем, по словам Иосифа Дискина, проповедуемые сегодня на Западе идеи мультикультурализма также не являются приемлемыми, поскольку он неизбежно пробивается в политическую сферу. Он напомнил, что в России уже было много примеров, когда национальная идентичность, прорвавшаяся в политическое пространство, приводила к столкновениям и к крови. И наиболее яркий тому пример – Чечня.

«А что же проходит? Первое. В политической сфере действует единственная общероссийская гражданская нация. Все мы граждане России. Но - в политической сфере. В культурной сфере безусловно доминируют этнокультурные и религиозные идентичности. В это никто не лезет, это внутренний мир каждого, поскольку речь идет о самых интимных вещах. Здесь, конечно, широчайшая автономия, поддержка государства и невмешательство во внутреннюю культурную жизнь, бережная, аккуратная поддержка национальных, религиозных, культурных идентичностей», - пояснил Иосиф Дискин.

«А дальше начинается очень неприятная сфера - социальная. Почему неприятная? А потому, что культура неизбежно проецируется на социальную сторону. А с другой стороны – единая страна, значит, должны быть единые государственные стандарты. Куда бы человек ни приехал, он должен получить более или менее одинаковое образование, одинаковую медицину и так далее. Почему? А потому, что ценности социальной справедливости в России – это один из фундаментов, на котором стоит и культура, и страна. А дальше начинается долгий и трудный разговор о том, как выстроить баланс между, с одной стороны, культурными и сакральными ценностями, а с другой – выстраиванием более или менее целостной социальной системы. Яркий пример – история в Новосибирске и история в Манеже», - сказал Иосиф Дискин.

По его мнению, общественное функционирование в социальной сфере должно осуществляться простым образом – разведением людей с разными ценностными установками.

«Я в общечеловеческие ценности не верю и точно знаю, что их не существует. Это хорошо известно. Только Михаил Сергееевичу, как человеку дикому, было не известно, что не существует ни одной общечеловеческой ценности», - сказал Иосиф Дискин.

Таким образом, нужно начать большой диалог, как это ввести в систему в социальной сфере, чтобы с одной стороны было свободное развитие культуры, ценностей, идентичностей, а с другой – чтобы они коррелировались между собой путем поиска компромиссов. Работа должна идти в направлении того, как привести нормы социальные в соответствие с религиозными, национальными и культурными особенностями. Это возможно только путем поиска компромиссов.

Еще одним актуальным направлением работы в сфере национальной политики и межнациональных отношений должно стать противодействие экстремизму, в том числе псевдорелигиозному. В первую очередь это проблема молодежной среды, которая зачастую дезориентирована. Вместе с тем, именно молодежь наиболее остро и эмоционально реагирует на несправедливость, что порождает политический и религиозный радикализм.

«Молодежь хочет больших ценностей, подвигов, порывов, высоких целей, большой, светлой, иногда «взрывной» картинки. Почему в народовольцы шли? Психологически это все одно и то же - что ИГИЛ, что народовольцы, которые готовы были швырять бомбы в императора и сами погибали», - напомнил Иосиф Дискин.

Он пояснил, что в каждом поколении обязательно находятся люди, причем процент их примерно всегда один и тот же, которые считают, что ценности их родителей ничего не стоят, что они конформисты, соглашатели, они готовы мириться со всеми несправедливостями современной жизни – и именно в этой среде и взращивается экстремизм, как политический, так и псевдорелигиозный.

По словам Иосифа Дискина, национальная политика и межнациональные отношения – это та сфера, которой нужно заниматься постоянно.

«Советский Союз рухнул тогда, когда ЦК КПСС решил, что  советский народ как единая историческая общность существует и будет существовать всегда. И этим можно уже больше не заниматься. И они перестали заниматься межнациональными отношениями. Считали, что все уже. Действительно, из Великой Отечественной войны вышел единый советский народ. Это правда. Но дальше этим перестали заниматься – отсюда и результат», - подытожил Иосиф Дискин.

Со своей стороны председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» (РКНК) Асламбек Паскачев  отметил в качестве позитивного обстоятельства тот факт, что в настоящее время и государство, органы государственной власти, и общественные организации, институты гражданского общества стали обращать внимание на молодежные проблемы, на работу с молодежью и на ее воспитание.

«Это хорошо, что вы выросли такими, какими вы есть. Между тем, если бы вы выросли бандитами, никто бы не удивился. Потому что в свое время государство практически бросило молодежь на произвол судьбы. И только благодаря тем традициям, обычаям, культуре, которые еще не совсем покинули наши семьи и этносы, молодежь наша еще сохранила какие-то позитивные качества. Я критиковать молодежь нашу не буду, она у нас сейчас более креативная, более продвинутая, чем старшее поколение», - сказал он.

Асламбек Паскачев поделился опытом «Российского конгресса народов Кавказа» в сфере укрепления межнациональных отношений в части, касающейся работы с молодежью.

По его словам, РКНК создавался в период, когда в обществе были развиты и кавказофобия, и мигрантофобия, и прочие фобии. Начиная работу в таких трудных условиях, Конгресс столкнулся с тем, что не только другие народы России мало что знают о народах Кавказа, об их обычаях и культурных традициях, но зачастую и сами кавказцы практически друг о друге мало что знают. Этот информационный, образовательный и культурно-просветительский пробел приходилось заполнять.

Затронув в этом контексте вопрос об образовании, Асламбек Паскачев предложил задачу религиозного образования и просвещения возложить не на профессиональных культовых служителей – священников, мулл, раввинов и так далее, а на культурологов. Надо, чтобы культурологи рассказывали детям, какие есть религии, какие у них особенности. Но уважительно и объективно. Не с точки зрения ориентации, а с точки зрения чисто познавательной. Этот вопрос уже поднимался на президентском Совете по межнациональным отношениям.

По словам Асламбека Паскачева, для расширения кругозора социально активной молодежи, а также для более близкого знакомства с историей, культурой, традициями народов Кавказа, для поддержания уважения к национальным особенностям разных народов РКНК начал проводить фестивали культур народов Кавказа. В ходе этих, ставших уже традиционными, ежегодных мероприятий все их участники и гости имеют возможность близко познакомиться с богатой историей и культурой кавказских народов, с их литературным и художественным наследием, с национальными обрядами, танцами, песнями, костюмами, ремеслами, изделиями народных мастеров, блюдами национальной кухни.

Далее РКНК стал проводить Кавказский форум российской молодежи в Домбае. На него традиционно съезжались молодые активисты со всех концов страны, чтобы в течение недели обсуждать актуальные вопросы Кавказа и России. Для участия в форуме специально отбирались ребята, наиболее активные, чтобы дальше они выступали в роли своеобразного молодежного актива.

В Домбай приглашаются представители всех национальностей, а также – специально – националисты. И в течение недели они общаются друг с другом.

По словам Асламбека Паскачева, приглашение на домбайский форум представителей националистических организаций дало любопытный эффект. В конечном итоге через неделю никаких расхождений во взглядах ни у кого не оставалось. Все за неделю так притирались друг к другу, что уже не возникало необходимости кого-то с кем-то мирить или кому-то что-то объяснять. Молодежь очень быстро находила общий язык, особенно при общей позитивной атмосфере и позитивном настрое, которые традиционно царят на форуме.

Асламбек Паскачев отметил, что при реализации национальной политики, при решении тех или иных вопросов межнациональных отношений невозможно обойтись без учета фактора миграции. Для изучения этих вопросов был специально создан Институт миграции и межнациональных отношений, который проводит активную исследовательскую работу в этом направлении, а также оказывает конкретно-практическую, в том числе юридическую, помощь мигрантам.

«Миграция – очень серьезная проблема для нашей страны. В первую очередь это внешняя миграция, но и внутренняя тоже. Мы не так часто говорим о внутренней миграции, но на самом деле этот вопрос, вообще-то, есть. Опыт подсказывает, что зачастую межэтнические конфликты связаны не только и не столько с внешней миграцией, сколько с внутренней. Потому что внешние мигранты у нас совершенно бесправны, трудовые мигранты особенно. А те, кто внутри страны, по стране передвигается - они граждане страны, они знают свои права и обязанности. Правда, они не всегда понимают, куда они попали и как себя вести, но хотят себя как-то проявить и вот это проявление иногда бывает ошибочным», - пояснил он.

Асламбек Паскачев рассказал, что в сентябре 2012 года в Подмосковье проводился международный молодежный форум-конференция «Межнациональные отношения и миграция: проблемы и решения». В нем принимали участие российские и зарубежные ученые из стран Европы и СНГ, общественные и политические деятели, лидеры национальных и правозащитных организаций, представители органов государственной власти и местного самоуправления, журналисты. Организаторами мероприятия стали РКНК совместно с Общественной палатой РФ, Институтом этнологии и антропологии РАН, а также общероссийской организацией «Ассамблея народов России».

В нем также принимали участие более 150 молодых активистов из 16 стран, в первую очередь из стран СНГ, но и из других стран тоже.

По словам Асламбека Паскачева, такое непосредственное общение молодежи чрезвычайно важно, поскольку таким образом ребятам предоставляется возможность узнать и обсудить проблемы не только свои собственные, но и других стран, в том числе западных. В ходе этого общения рассматривались различные молодежные проекты, выдвигались разнообразные идеи.

Кроме того, на форуме присутствовали чиновники самого разного уровня, представители органов государственной власти, так что ребята имели возможность пообщаться и с ними тоже, и на площадках задавать им вопросы напрямую.

В целях оказания содействия мигрантам в первичной адаптации в России Институт миграции и межнациональных отношений выпустил для них специальные справочные памятки – как действовать в той или иной типовой ситуации. Эти справочники касались вопросов трудовых отношений, поиска жилья, общения с полицией, а также межнациональных отношений. Поскольку в этом году миграционное законодательство значительно изменилось, эти памятки были выпущены уже с учетом новых реалий.

Для обсуждения вопросов трудовой миграции, в первую очередь внутренней, было проведено  отдельное заседание совместно с министерством труда, минэкономразвития и другими заинтересованными ведомствами и структурами.

Асламбек Паскачев отметил, что миграции населения – это совершенно естественные процессы, которые происходят во всем мире. В прошлом году во всем мире, по данным ООН, насчитывалось 232 миллиона мигрантов. В этом году их число может достигнуть 250 миллионов. При этом Россия по международной статистике является одной из самых мигрантопривлекательных стран – она, по оценкам ООН, находится на втором месте в мире по числу мигрантов (после США).

Между тем, в настоящее время все страны борются за то, чтобы к ним в первую очередь ехали мигранты квалифицированные, образованные, подготовленные, обладающие теми знаниями и умениями, которые необходимы принимающей стране. Россия тоже предпринимает определенные шаги в этом направлении, создавая для квалифицированных мигрантов льготные условия и принимая их по упрощенным схемам. К сожалению, результаты пока не блестящие – за прошлый год в Россию въехали только около ста тысяч квалифицированных мигрантов. Наиболее мигрантопривлекательными регионами у нас являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. На эти регионы приходится где-то 52 процента всех российских мигрантов, остальные распределяются по всей остальной территории.

Асламбек Паскачев подчеркнул необходимость стимулирования притока в Россию квалифицированных специалистов, в том числе молодежи, которая приезжала бы сюда учиться. Это в интересах в первую очередь самой России, которая заинтересована в формировании евразийского гуманитарного пространства.

«Социально активная молодежь – это исключительно ценный актив для нашей страны», - подытожил Асламбек Паскачев.

По итогам обсуждения было принято решение – его результаты в виде обобщенного пакета предложений передать в Общественную палату РФ и другие заинтересованные структуры.

 


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений