
Фонд науки и образования

Ассамблея народов России

Департамент национальной политики г. Москвы

Общественная палата РФ

Московский дом национальностей

Федерация мигрантов России

Международный альянс «Трудовая миграция»

Саламбек Хаджиев был для меня другом, соратником, старшим братом, идеалом человека, ученого, политика. Он занимал особое место в моей душе, в моей жизни, которое уже не займет никто. Мне трудно писать о нем – слишком свежа и сильна боль утраты.
Он всегда был молод душой, духом, обладал каким-то необыкновенно свежим, юным восприятием жизни и в то же время - мудрый. Поэтому не оставляет ощущение, что он не покинул нас навсегда, что он уехал ненадолго, чтобы отдохнуть от нас, от равнодушия и несправедливости этого мира, и скоро вернется, такой же молодой, жизнерадостный, деятельный. Каким мы помним его, каким он останется в наших сердцах, пока мы живы.
Он был настоящим чеченцем, по крови, по духу, по менталитету. Его семья разделила трагическую судьбу нашего народа и в Кавказскую войну, и в период депортации. Поэтому его всегда раздражали досужие разговоры обывателей о тейпах, об их происхождении, так как чаще всего они не имели никакой связи с действительной историей чеченцев. Тем более многие из этих «летописцев» не могли назвать имен даже трех своих реальных предков, а если и называли, никто из старейшин не мог их подтвердить.
По словам Саламбека, тептар (хроника) рода Хаджиевых был уничтожен во время депортации в 1944 году. В их доме в Шали расположилась комендатура, поэтому все бумаги, которые там оставались, были сожжены.
О своей родословной Саламбек узнал от старших братьев отца, будучи уже известным ученым, в конце 80-х, когда многие люди в СССР обратились к своим корням, к генеалогии.
Фамилия Хаджиевых относится к роду известных исламских богословов, которые происходят из Юго-Восточной Чечни, окрестностей озера Кезеной-ам. ?х родовой хутор был расположен в нескольких километрах от селения Макажой, которое было политическим и духовным центром чеченского общества Чеберлой. Здесь, кстати, сохранились руины самой древней в Чечне мечети, перестроенной из средневековой жилой башни XIV в.
В соседнем Дагестане в то время было очень много исламских религиозных школ, медресе, где преподавали известные богословы, суфии, издавалась богословская литература. Многие молодые люди из Чечни получали там блестящее богословское образование. Выбрали эту сложную и почетную стезю предки Саламбека.
В первой четверти XIX века один из предков Саламбека Альбек-хаджи был приглашен в село Герменчук кадием и имамом местной мечети. Единственный брат Альбек-хаджи Мухмад вместе с двумя сыновьями участвовал в Кавказской войне, и все они погибли и похоронены на кладбище шахидов в Герменчуке.
Прадед Саламбека Хаси был приглашен имамом мечети в Шали, где и похоронен на кладбище, которое находится вдоль дороги в сторону села Сержень-юрт.
Сын Хаси, ?сраил-хаджи (1856 -1934 гг.), еще в царское время трижды совершал хадж в Мекку и был известным улемом - исламским богословом и знатоком Корана. Мекку он посещал вместе с известным во всей Чечне и ?нгушетии шейхом Шамсуддин-хаджи из Шали. По преданию, он был также дружен с шейхом Баммат-Гирей-хаджи Митаевым (Iовдой). По приезду в Шали шейх Iовда часто останавливался в доме ?сраил-хаджи, к которому он относился с глубоким уважением и рекомендовал его верующим как грамотного улема и авторитетного богослова.
?сраил-хаджи был приверженцем кадирийского тариката, последователем Кунта-хаджи. Однако в честь дружбы отца с шейхом Митаевым три сына ?сраил-хаджи стали его последователями, а трое других сыновей, в том числе и отец Саламбека, Наиб, были мюридами Кунта-хаджи.
?сраил-хаджи был не только известным богословом, но и принимал активное участие в жизни всего села, часто выступал посредником в спорах и конфликтах. ?менно он похоронил известного абрека Зелимхана на кладбище в Шали, рядом с могилами своих родственников.
Отец Саламбека, Наиб (1908-1979 гг.) окончил в тридцатые года Грозненский рабфак, затем ускоренные курсы юристов в Ростове. Он был направлен на работу в суд Веденского района, но из-за непрерывных доносов, что он - сын религиозного авторитета и кулака, был исключен из партии и уволен с работы. ? только в период депортации, в Казахстане, его приняли на работу инспектором по налогам самообложения.
После возвращения на родину в 1957 году Саламбек поступил в Грозненский нефтяной институт (ГН?). На 5-ом курсе института (вместе с сотрудниками кафедры физики) он опубликовал научную статью о свойствах авиационного масла МС-20. Поэтому после окончания института был направлен на работу в Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт (ГрозН??).
После двух лет работы в ГрозН?? Саламбек поступил в аспирантуру химического факультета им. М.В. Ломоносова на кафедру химической кинетики, руководимой лауреатом Нобелевской премии по химии Н.Н. Семеновым. Сочетание обширных технологических знаний, полученных в ГН?, и фундаментальных знаний, полученных под руководством Н.Н. Семенова в МГУ, предопределило дальнейшую судьбу Саламбека.
Вернувшись в ГрозН??, он за 15 лет прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института, поработав на всех промежуточных должностях – старшего научного работника, заведующего сектором, заведующего отделом, заместителя директора.
В 1989 году он был избран народным депутатом съезда, а затем членом Верховного Совета СССР.
В 1990 году Саламбек был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1991 году по предложению М.С. Горбачева он был назначен Министром химической и нефтехимической промышленности СССР. После развала СССР в декабре 1991 года вернулся в Грозный на свою предыдущую работу, директором ГрозН??.
С начала 90-х годов в Чечено-?нгушетии начались деструктивные процессы, которые привели к развалу республики и расколу общества. Саламбек, возглавив оппозицию сепаратистскому движению, пытался спасти чеченский народ от политического противостояния и военного конфликта с федеральным центром. Но чтобы избежать братоубийственной гражданской войны, остановил бессрочный митинг своих сторонников в центре Грозного и уехал в Москву, где в ?нституте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева Российской академии наук организовал лабораторию нефтехимических процессов.
В ноябре 1994 года Временным Верховным Советом Чеченской республики он был назначен Председателем Правительства. Как кристально чистый человек и политик он пытался ввести действия федеральных сил в правовые рамки и противодействовать коррупции и хищению бюджетных средств, направленных на восстановление республики. Осознав тщетность своих усилий, он подал в отставку и в октябре 1995 года был переведен в Москву и назначен Председателем Государственного комитета РФ по промышленной политике.
В 1996 году снова приступил к своей основной работе - заведующего лабораторией ?НХС РАН им. А.В. Топчиева, и через 15 лет был назначен директором этого института, где проработал до последнего времени. В 2008 году был избран академиком РАН.
Его жизнь является образцом духовного и трудового подвижничества, душевной щедрости и неравнодушного отношения к людям.
Научные труды Саламбека Хаджиев являются интеллектуальным достоянием человечества, а сам он был прежде всего человеком в самом высоком смысле этого слова. Человеком чести, достоинства, глубокой духовности и нравственности.
В дни тяжелых испытаний, выпавших на долю чеченского народа, он сделал все, чтобы спасти свой народ от гибели, а российское государство - от распада.
Он был великим, талантливым тружеником науки, определившим уровень развития нефтехимии в последние десятилетия не только в России, но и во всем мире.
Он был прекрасным организатором науки, отзывчивым и мудрым руководителем, открывшим дорогу в большую науку сотням молодых ученых.
Он был настоящим къонахом – рыцарем, посвятившим жизнь своему народу, своей стране.
Асламбек Паскачев
Источник: Пресс-служба ?нститута миграции и межнациональных отношений