А.Б. Паскачев: Россия при нынешней ситуации не может обойтись без мигрантов, но в вопросах миграционной политики нужен комплексный подход.
14 октября 2013 г., 22:00

Россия при нынешней ситуации не может обойтись без мигрантов, но в вопросах миграционной политики нужен комплексный подход.

Об этом заявил член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, член Общественной Палаты, Председатель высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» А.Б. Паскачев 14 октября в Совете Федерации на круглом столе «Актуальные вопросы состояния миграционной политики Российской Федерации на современном этапе. Проблемы правоприменительной практики и пути их решения».

Он рассказал, что проблемами миграции уже долгое время занимается как Общественная Палата, так и комиссия при Президенте по межнациональным отношениям. За это время был собран и проанализирован богатый фактический материал, в том числе с учетом международного опыта.

А. Б. Паскачев обратил внимание на необходимость разделять мигрантов по категориям на внешних, внутренних и соотечественников. Каждая из указанных категорий имеет свои особенности и проблемы. В основном, когда говорят о миграции, имеют в виду миграцию внешнюю. Хотя применительно к внутренним мигрантам, гражданам России, проблем ничуть не меньше, в том числе в части, касающейся межнациональных отношений.

А. Б. Паскачев отметил, что ситуация в области миграции в целом изучена очень плохо. Весь фактический материал, обобщения и анализы, а также вытекающие из них предложения по миграционной политике в основном основываются на локальных исследованиях, на той или иной конкретной проблематике или тематике, которой занимается та или иная организация. Что же касается миграционной ситуации в целом, то она достаточно не изучена. На сегодняшний день точно не известно даже количество нелегальных мигрантов, поскольку разные источники представляют разные цифры. Работа по получению четкой обобщающей информации, позволяющей иметь ясное представление о миграционной ситуации, сейчас еще только ведется.

В частности, в части, касающейся внутренней миграции, то есть граждан России, на сегодняшний день нет понимания, сколько и где имеется в наличии избыточного трудового населения, сколько и где и имеется потребность, нет понимания потребностей по квалификациям. Нет даже баланса трудовых ресурсов. Хотя, не имея баланса трудовых ресурсов, нельзя думать о развитии страны, о трудовых ресурсах, о размещении производительных сил и т.д., со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя в соответствии с Конституцией, по закону и согласно указаниями Президента необходимо в первую очередь трудоустраивать своих граждан. А уже потом остальные места должны предоставляться мигрантам внешним.

Что касается внешних мигрантов, то есть иностранных граждан, то и по ним нет четкого представления. Из них около ста тысяч – квалифицированные. Они нужны, причем чем дальше, тем больше. Во всем мире идет борьба за квалифицированных мигрантов.

А.Б. Паскачев обозначил несколько путей решения миграционных проблем. Один из них – запретительный. Закрыть границы, ввести визовый режим, детей в школы не брать, в больницах не обслуживать и т.д. Однако Президент России четко на форуме АТЭС заявил, что мы должны исходить из того, что Россия должна присутствовать на постсоветском пространстве. Это глобально-политическая задача. Есть и задачи глобально-экономические. Есть морально-нравственные, правовые аспекты, которые также необходимо соблюдать. Необходимо, исходя из международных норм и правил, предоставлять мигрантам соответствующие условия, защищать их права. Одновременно необходима соответствующая работа с принимающим сообществом.

А. Б. Паскачев обратил внимание на то, что в большинстве средств массовой информации создается негативный образ мигранта - якобы все основные мигранты приехали делать что-то плохое для коренного населения. На самом деле, без мигрантов на сегодняшний день обойтись невозможно. В России демографическая яма образовалась в 90-е годы, идет старение населения. В ближайшие 20-25 лет мы от этого не уйдем. У нас оголенные территории на Дальнем Востоке и в других субъектах. И если мы не будем заниматься ими сами, эти территории займут нелегалы. «И если «мелкие группы» по 50-100 миллионов займут эти места – что мы с ними будем делать? И как мы будем их выдворять?», - задался вопросом А.Б. Паскачев.

Затронув вопрос о конфликтных ситуациях, в частности, в Бирюлево, А. Б. Паскачев отметил, что в первую очередь это трагический случай. Он выразил соболезнования родственникам погибшего. При этом он особо обозначил позицию родственников, которые с самого начала заявляли, что для них главное – чтобы поймали преступника. И что они сами были против массовых акций протеста. Однако нашлись провокаторы, которые были заинтересованы в другом сценарии развития событий.

А. Б. Паскачев подчеркнул, что опыт изучения подобного рода конфликтов, их структуры и развития в других регионах показывает, что как только за бытовым конфликтом, преступлением, следует всплеск межнациональной войны, когда конфликт возводится в ранг межнационального, подоплека всегда бывает экономическая. Значит, кто-то заинтересован.

А.Б. Паскачев обратил внимание на звучавшие в ходе бирюлевского конфликта призывы разобраться с овощехранилищем.

«Да не надо с овощехранилищем разбираться! Овощехранилища были, есть, будут и должны быть. Без них мы не обойдемся. Вопрос в другом – кто их обслуживает, как обслуживает. Ведь этот человек, который четко показан на экране - он ведь принят на работу. Если бы он был работодателем зафиксирован, зарегистрирован, его бы сразу нашли. Значит, не выполняется главное требование. Отсюда вытекают и все последствия», - заявил А.Б. Паскачев.

По его словам, в таких случаях мы боремся со следствием, а изучение причинно-следственных связей приводит к пониманию того, что многие проблемы кроются в нерешенности еще целого ряда других проблем.

А. Б. Паскачев подробнее остановился на вопросах адаптации, интеграции и ассимиляции. По его словам, задача заключается в том, чтобы мигранты, и в первую очередь их дети, подрастающее поколение с самого начала воспринимали нашу культуру, искусство, языки, обычаи, традиции, варясь в нашей атмосфере, вместе, в общем коллективе. Иначе мы можем прийти к образованию замкнутых анклавов, которые ни к чему хорошему не приводят.

Затронув вопрос о патентной системе, А. Б. Паскачев сообщил, что в определенной степени она себя оправдала.

Одновременно А. Б. Паскачев предложил давать работодателю право после трудоустройства граждан России оставшиеся 5%, 3%, 10% рабочих мест предоставлять иностранцам. Но при этом, когда иностранные мигранты приезжают, работодатель должен отвечать за их регистрацию и медицинское обслуживание, а также, в случае необходимости, оплачивать депортацию. Все это должно быть возложено на работодателя.

Затронув в этой связи вопрос о нелегальной миграции, А. Б. Паскачев подчеркнул, что большинство нелегалов работает не в сфере малого и среднего бизнеса, а на крупных производствах. В малом и среднем бизнесе мигрантов много, но все они легальные. А.Б. Паскачев пояснил, что штраф 800 тысяч для крупного работодателя - это не штраф. Известно, что преступление, в данном случае экономическое, прямо пропорционально тому, какую выгоду получает заинтересованная сторона и обратно пропорционально мере наказания. Малые предприниматели крайне не заинтересованы в нелегальных мигрантах, потому что 800 тысяч для них – это для кого-то полугодовая прибыль, для кого-то годовая. Это очень существенно. Но для крупного предпринимателя, где две тысячи рабочих, такая сумма несущественна. А. Б. Паскачев предложил ввести схему, предполагающую ответственность работодателя за найм нелегальных мигрантов. Первый случай – штраф, второй случай – лишение права заниматься предпринимательской деятельностью и закрытие предприятия, третий случай – привлечение к уголовной ответственности, как за работорговлю.

Затронув вопрос о необходимости специальных адаптационных центров для мигрантов, А.Б. Паскачев отметил, что их всего несколько в России, и их сеть надо развивать. Вместе с тем, необходимо подумать о том, чтобы начинать адаптацию еще в тех странах, откуда мигранты приезжают. В частности, можно рассмотреть возможность предоставления целевых, «связанных кредитов», чтобы готовить мигрантов и там, и здесь.

А. Б. Паскачев подчеркнул, что контроль за миграционной ситуацией должен проходить на всех уровнях, и все уровни власти должны нести ответственность за свой участок работы. Начиная от участковых, которые знают на своем участке, от руководителей районов и т.д.

А. Б. Паскачев обратил внимание на то, что все предложения по миграционной политике, по улучшению миграционной ситуации, носят характер разовых мероприятий. Это касается, в частности, предложений об амнистии. При нынешней ситуации она сама по себе результата не даст. Эффекта не будет того, который мы ожидаем. Поэтому нужна система, комплекс мер и системный подход ко всем этим проблемам.

В завершение А.Б. Паскачев обратил внимание на то, что в настоящее время вопросы, связанные с миграцией и миграционной политикой, находятся в ведении нескольких разных ведомств - Минтруда, Минрегиона, Минэкономики, ФМС и т.д. Он предложил создать единый специальный орган власти, который будет целенаправленно заниматься всем комплексом вопросов и проблем, связанных с миграцией - Министерство по делам миграции и межнациональным отношениям.

Смотреть видео

 


Источник: Пресс-служба Института миграции