Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

Международные эксперты о будущем высшего образования
20 мая 2020 г., 12:42

Ведущие эксперты в области международного высшего образования – Филипп Альтбах, директор-основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, и Ханс де Вит, возглавляющий Центр в настоящее время, высказались на тему о влиянии мирового кризиса, вызванного COVID19, на систему международного высшего образования.

Оба эксперта единодушно считают, что цифровое дистанционное обучение не может полноценно заменить классическое. Перейти полностью в онлайн не готовы ни преподаватели, ни студенты. Филип Альтбах отмечает: «Преподавание онлайн требует больше времени на подготовку, больше энергии. Профессорский корпус, в основном, считает такое преподавание менее комфортным».  Ханс де Вит обращает внимание, что и студенты сталкиваются с новыми сложностями – это технические трудности при подключении к лекциям и семинарам, необходимость самоорганизации при обучении дома. Кроме этого, они ощущают дискомфорт, который испытывают преподаватели.

Вместе  с тем эксперты сходятся во мнении, что тренд к увеличению доли дистанционного обучения, безусловно, есть. «За» переход в онлайн выступают пандемия, сократившая возможность перемещений, санитарный контроль, финансовая составляющая, сокращение выброса СO2 за счет снижения перелетов и т.д. Филип Альтбах обращает внимание на то, что существенные изменения в международном образовании следует ожидать как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

«Во-первых, точно произойдет снижение студенческой мобильности, по крайней мере, в первое время, – говорит он. –  Во-вторых, это получит финансовые последствия для учебных заведений тех стран, которые зависели от числа иностранных студентов. Это, в первую очередь, университеты Австралии и Великобритания, в меньшей степени –   образовательные  организации в США. Все должны будут приспособиться к переменам».

В долгосрочной перспективе, продолжает  Филип Альтбах, возможно некоторое восстановление, но даже тогда люди будут выбирать иные направления, а не традиционные для мобильности европейские и североамериканские страны, Австралию и Новую Зеландию. Цена будет слишком высокой, и они больше не будут чувствовать себя в безопасности и желанными гостями. Таким образом, студенты будут больше ездить в Азию, перемещаться по Латинской Америке, Африке. Это может создать возможности также и для российского высшего образования.

Филип Альтбах добавляет, что «сложившаяся ситуация даст возможность гораздо чаще и успешнее использовать онлайн-обучение вместе с офлайн-обучением. То есть использовать гибридную модель образования». Онлайн технологии позволяют чаще и больше приглашать иностранных преподавателей и объединять студентов из разных университетов для проведения совместного обучения в рамках международных образовательных программ. Но не стоит рассчитывать на то, что онлайн-обучение будет существенно дешевле привычного всем классического. Единственное, что сократится – это расходы на перемещения и проживание в кампусах других стран.

 «Возможно, мы скоро поймем, что, вместо того, чтобы полностью отказаться от офлайн-обучения, лучше интегрировать в него онлайн-обучение – это пойдет всем на пользу», - говорит Филипп Альтбах.


Источник: РАНХиГС