Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

"Специфика работы в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока принципиально отличается от работы в пределах Садового кольца"
27 декабря 2013 г., 18:24

Вопросы подготовки национальных кадров для работы на крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке обсудили участики круглого стола «Национальные кадры для регионов. Проблемы подготовки и скрытый потенциал», состоявшегося 27 декабря в Государственной полярной академии в Санкт-Петербурге.

В работе круглого стола приняли участие руководство и сотрудники Государственной полярной академии, Международной академии искусств, Смольного института, Балтийского государственного института, Медико-социального института, различных общественных организаций. Организаторами мероприятия выступили Государственная полярная академия, Комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной Палаты РФ, Российский Клуб национальностей при Общественной Палате РФ, Университет профессиональной политики, а также Институт миграции и межнациональных отношений.

Выступая на круглом столе, ректор Государственной полярной академии Кермен Басангова отметила уникальность данного высшего учебного заведения, в котором обучаются студенты свыше 60 национальностей. Одновременно она посетовала на значительное сокращение выделяемых для академии бюджетных мест, что делает весьма затруднительным выполнение заявок из регионов на подготовку соответствующих специалистов.

Предметом отдельного обсуждения участников круглого стола стали предложенные Минобрнауки критерии оценки эффективности ВУЗов. Одним из таковых является количество обучаемых зарубежных студентов. По словам Кермен Басанговой, в настоящее время в полярной академии обучается определенное количество иностранцев студентов. Между тем, по тем задачам, которые призвана выполнять академия, она должна ориентироваться в первую очередь на представителей регионов и готовить специалистов для регионов.

Со своей стороны ответственный секретарь Российского Клуба национальностей при Общественной Палате РФ Андрей Худолеев сообщил, что в настоящее время подготовка кадров из числа представителей коренных народов для работы на местах поставлена в несоизмеримо меньших масштабах, чем это было во времена СССР.

«Мы вдруг посчитали, что в большой, многонациональной стране, в отличие от политики Советского Союза, у нас все могут быть специалистами, которые могут работать везде. К сожалению нужно признать сегодня, что это далеко не так», - сказал он.

Он напомнил о существовании в СССР системы подготовки национальных кадров по целевому набору, когда выдвигали лучших представителей среди разных национальностей, чтобы каждый народ имел свою высококвалифицированную национальную интеллигенцию, высококвалифицированных специалистов, и для того, чтобы развивалась на местах система подготовки кадров с учетом специфики территории.

Между тем, работа в условиях северных территорий имеет свою специфику и может потребовать длительной специальной подготовки и адаптации, в том числе к низким температурам, условиям полярной ночи и полярного дня, а также другим природно-климатическим условиям.

«Специфика работы в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока принципиально отличается от работы в пределах Садового кольца», - подчеркнул он. Это связано, в частности, с проблемами адаптации. Не каждый человек по своим психофизиологическим возможностям может жить на Севере. Также требуются специальные знания, навыки и умения при общении с представителями малочисленных коренных народов, не просто ведущими другой образ жизни, но и имеющими другой взгляд на мир, а также постоянный учет особенностей местной природы. Человек, который приезжает со стороны, не готов жить в принципиально другом мире. Именно поэтому для работы в указанных регионах оптимальным было бы использование именно национальных кадров, изначально более приспособленных к работе в условиях крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, отметил Андрей Худолеев, проблема подготовки кадров для работы на крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке приобретает особую актуальность в связи с обострившейся международной конкуренцией в арктической среде с другими странами за освоение северного шельфа.

Он обратил внимание на то, что в борьбу за Арктику включаются, помимо стран, традиционно представленных в регионе, и новые игроки. Так, на Шпицбергене уже функционирует постоянно действующая китайская научная станция, китайцы строят ледоколы и имеют такие же претензии, какие имеют Канада, Дания и т.д., на освоение северного шельфа.

«К сожалению, многие недооценивают роль такого фактора, как конкуренция в арктической среде между государствами», - отмети он.

Со своей стороны заместитель председателя комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ Асламбек Паскачев отметил, что сокращение бюджетных мест и, как следствие, целевого набора при подготовке специалистов для регионов в данном случае — совершенно неправильный подход. Одновременно он предложил возобновить практику распределений для студентов, обучавшихся на бюджетных местах.

Асламбек Паскачев также обратил внимание на то, что в разных регионах уровень школьной подготовки учащихся, поступающих впоследствии в высшие учебные заведения, сильно различается, что затрудняет обучение, особенно на первоначальном этапе. В этой связи он предложил вернуться к практике подготовительных отделений по образцу советских.

Затронув вопрос об обучении иностранных студентов Асламбек Паскачев напомнил, что «мы должны понимать и то обстоятельство, что те люди, которые учатся в наших вузах, при прочих равных условиях - это в какой-то степени это и наши сторонники».

Проректор по организационной и воспитательной работе Государственной полярной академии Сергей Литвиненко подробнее остановился на организации воспитательной работы в многонациональном коллективе уникального учебного заведения, где обучаются представители 66 национальностей из 74 регионов РФ, а также представители 7 иностранных государств.

Каждый из них несет в себе свою специфику, своей земли, своей национальности. Поэтому вся воспитательная работа в академии строится на совместном проведении всех мероприятий — спортивных соревнований, творческих конкурсов и т.д, которых в академии проводится, по его словам, «великое множество».

"Главная проблема заключается в том, что мы друг друга не знаем," - отметил он.

Кроме того, в академии существует своеобразная «Школа толерантности», основанная на взаимопроникновении традиций, знаний о культуре тех или иных народов в жизнь студентов.

В академии регулярно проводятся фестивали национальных культур, в ходе которых студенты в национальных костюмах выходят на сцену, чтобы спеть песню на родном языке, прочитать стихотворение, показать какую-то свою легенду, какой-то свой обряд, продемонстрировать блюда национальной кухни или национальные виды спорта.

Затронув вопрос о возможности восстановления подготовительных отделений, Сергей Литвиненко подтвердил, что действительно, уровень изначальной подготовки студентов сильно различается в зависимости от региона. Чтобы нивелировать это обстоятельство, в Государственной полярной академии уже второй год работают подготовительные курсы, на которых в течение одного года идет обучение тем базовым знаниям, без которых невозможно обучение в дальнейшем.

Участники круглого стола высказали ряд предложений, которые, по их мнению, позволили бы более эффективно вести подготовку специалистов для регионов. В частности, поступило предложение ввести в число критериев оценки эффективности или неэффективности ВУЗов количество специалистов, подготовленных для работы в регионах.

О необходимости целевых наборов говорили многие участники круглого стола. По их словам, подготовленные в полярной академии специалисты крайне востребованы на местах, так что с их трудоустройством проблем никогда не бывает.

Принято решение направить согласованную резолюцию по итогам круглого стола всем заинтересованным сторонам - в Общественную Палату, Министерство регионального развития, Министерство науки и образования, полпредам регионов, в первую очередь северных и северокавказских, а также в другие заинтересованные министерства, ведомства и организации.


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений