Недруги всегда бьют по самым слабым местам
28 мая 2014 г., 12:36

Через сферу миграции и межнациональных отношений возможны в будущем всевозможные обострения, поэтому все риски нужно минимизировать заранее.

Об этом заявил заместитель председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по межнациональной политике и свободе совести Асламбек Паскачев, выступая на слушаниях «Миграция; правовые аспекты: СМИ».

По его словам, учитывая те изменения в глобальном мире, те изменения, которые происходят в России, процессам миграции будет уделяться большое значение.

Кроме того, предупредил он, через сферу миграции и межнациональных отношений возможны в будущем всякие обострения. И жизнь показывает, что всегда недруги бьют по слабым местам, которые, на первый взгляд, незаметны, их не видно - но их изучают. И потом получается, что мы в обыденной жизни не очень ощущаем это, а оказывается, это очень важно.

По словам А.Б. Паскачева, очень важно и то мнение, которое складывается у мигрантов о нас, о нашей стране, о нашей системе, и о миграционной службе, о наших правоохранительных структурах, и вообще о нашем обществе. Это тоже очень важный момент. Это свидетельство того, насколько наше общество готово к миграционным процессам.

А то, что это необходимость, и с этим надо будет жить в ближайшее десятилетие – в этом сомнений нет. Значит, надо выстраивать все процессы таким образом, чтобы минимизировать те риски, которые связаны с этими процессами, подчеркнул А.Б. Паскачев.

А. Б. Паскачев рассказал, что в последнее время в сфере миграции принято очень много законодательных актов и нормативно-правовых документов. Их сегодня более 500, а буквально за последний год с лишним - более 30 принято таких вот законов. Развитие идет очень интенсивно, так что неспециалистам даже сложно за всем проследить. И в первую очередь самим мигрантам. Соответственно, происходят и нарушения прав мигрантов. И правозащитные организации, которые работают в этом направлении, говорят и о многочисленных нарушениях, и о случаях коррупции, и так далее.

Поэтому, подчеркнул он, было бы правильно не просто говорить об отдельных нарушениях, об отдельных негативных явлениях, но и конструктивно подойти к назревшим вопросам, проанализировать всю ситуацию – и по законодательной базе, и по нормативно-правовой и судебной практике, и выработать конструктивные предложения для ФМС, МВД, других министерств и ведомств, а также для тех общественных организаций, которые работают в этой сфере. 

 

В России должен быть принят Миграционный кодекс.

В России давно назрела необходимость кодификации существующего миграционного законодательства и принятия специального документа – Миграционного кодекса, полагает ведущий эксперт НКО «Фонд науки и образования», советник налоговой службы 11 ранга Татьяна Мехова.

По ее словам, в настоящее время отношения в сфере миграции регулируют более 150 законодательных и нормативно-правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на ряд министерств и ведомств.

Вместе с тем правоприменительная практика показывает в отдельных случаях дублирование одних и тех же норм. А зачастую эти акты насыщены правовыми коллизиями.

Отсутствие единого понятийно-категориального аппарата приводит к неоднозначному толкованию правовых норм.

Так, например, в федеральном законе 114 отсутствует понятие приглашающей стороны, не закреплены ее обязанности и ответственность в случае приглашения иностранца, цель въезда которого не соответствует заявленной.

Еще частный пример – в соответствии со статьей 2 федерального закона 115 под понятие «иностранный работник» не подпадает категория временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, работающих на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.

Нечеткое определение ключевых понятий и отсутствие единой понятийно-терминологической системы миграционного законодательства позволяет работодателям временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан уклоняться от контроля миграционных и налоговых органов.

В этой связи предлагается создать инициативную рабочую группу для подготовки кодификации законодательных и нормативно-правовых актов в единый документ - Миграционный кодекс Российской Федерации.

В нем, в частности, должны быть прописаны: компетенции президента РФ, в том числе по изданию нормативно-правовых актов; правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и пределы полномочий по отношению к органам власти субъектов России; конкретные исполнительно-распорядительные полномочия в сфере миграционных отношений; законодательная компетенция субъектов Российской Федерации; компетенция региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Например, анализ законодательства о переселенцах свидетельствует о том, что нормы, затрагивающие каким-либо образом разграничения полномочий субъектов и органов местного самоуправления разбросаны по различным федеральным законам, действующим в сфере регулирования миграционных отношений. Причем эти нормы не всегда полно и точно обозначают эти отношения или разграничивают эти компетенции. Поэтому надо в законодательстве детализировать эти полномочия.

Татьяна Мехова напомнила об отсутствии в жилищном законодательстве ограничений на количество возможных регистраций граждан по одному адресу. Можно было бы исправить это обстоятельство в специальном разделе в Миграционном кодексе, определив в нем специальную главу, касающуюся этих и других вопросов.

Ввиду отсутствия федерального закона о межнациональных отношениях и понятийного аппарата, таких как «интеграция мигрантов», «воссоединение семей», члены семьи мигранта, в Миграционном кодексе можно было бы предусмотреть также специальный раздел, посвященный этой проблеме.

Поскольку вопрос о Миграционном кодексе – это процесс долговременный, на краткосрочную перспективу можно было бы организовать подготовку законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные законы, в первую очередь в части, касающейся трудового законодательства, и направить данные предложения в Госдуму для рассмотрения на осенней сессии 2014 года. 


Источник: Пресс-служба Института миграции и межнациональных отношений