Русский язык и проблемы социокультурной адаптации
05 июня 2014 г., 16:07

Вопросы обучения русскому языку иностранных граждан, а также проблемы социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество обсудили участники 11 Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации», состоявшейся 5 июня в Российском университете дружбы народов.

В работе конференции приняли участие представители Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Министерства образования и науки РФ, Федеральной миграционной службы, Россотрудничества, РУДН, МГУ, СПбГУ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Северо-Восточного федерального университета, различных общественных организаций, Международного комитета Красного Креста, а также представители учебных заведений и учебных центров стран СНГ.

Выступая на конференции, ректор РУДН В.М. Филиппов обратил внимание собравшихся на недавно принятый закон об обязательном тестировании трудовых мигрантов по русскому языку, истории России и российскому законодательству. По словам В.М. Филиппова, на всех, кто будет заниматься конкретно-практической реализацией этого закона, кто будет задействован в подготовке и проведении тестирований, лежит задача обеспечения в первую очередь инфраструктуры. Необходимо обеспечить массовость тестирования и его доступность на всей территории страны. Кроме того, нужно уделить особое внимание качеству проведения тестов. Пример ЕГЭ показывает, насколько реально это непростая задача. Тем не менее, сделать это необходимо, в противном случае можно дискредитировать саму идею.

Со своей стороны заместитель министра образования и науки РФ  В.Ш. Каганов подчеркнул важность продвижения русского языка в мире, поскольку, по его словам, этот вопрос давно перешел из разряда сугубо практического в область политического и внешнеполитического. В этой связи Советом по русскому языку при Правительстве РФ под руководством вице-премьера О.Ю.Голодец разработан план конкретных мероприятий с участием Министерства образования, Россотрудничества, Министерства культуры и других структур, имеющий своей задачей продвижение русского языка и всего, что с ним связано. В частности, с сентября этого года запускается программа развития открытого образования на русском языке, призванная обеспечить открытый и свободный доступ к качественным образовательным ресурсам по программам общего и дополнительного образования, а также по обучению русскому языку как иностранному и как родному. Делается это, в том числе, и для того, чтобы не отставать от мировых тенденций, когда в различных странах активно внедряют открытые образовательные курсы.

Перейдя к сугубо внутрироссийским проблемам, заместитель министра напомнил о принятии закона, обязывающего трудовых мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов, сдавать экзамены на знание русского языка. Теперь при обращении за получением разрешения на вид на жительство, на временное проживание, на работу или патента иностранцы должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ, предоставив соответствующие документы. Если у претендента на въезд нет документа об образовании, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года, ему придется пройти экзамен и получить соответствующий сертификат. Кроме того, законом предусмотрено, что иностранные граждане, которым вид на жительство или разрешение на работу были выданы до 1 января 2015 года, представляют документ, подтверждающий владение русским языком, знание ими истории России и основ законодательства РФ, при подаче заявления о продлении срока действия ранее выданного вида на жительство или разрешения на работу. Соответствующий федеральный закон был принят Государственной думой 4 апреля и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года.

В конкретном плане это означает, что с 1 января 2015 года нужно обеспечить на всей территории России, а желательно и на территории других стран, конкретно-практическую возможность всем въезжающим на работу в соответствии с законодательством пройти тест на комплексный экзамен, который также вводится впервые.

Замминистра предупредил, что это может быть очень большое количество народу, причем точно даже не известно, сколько именно – это может быть и пять миллионов, и шесть миллионов.

Таким образом, задача обеспечить им всем возможность сдать экзамены – это задача, с которой не так просто справиться с учетом того, что сейчас тестирование проходят порядка 150 тысяч в год. В этой связи за оставшиеся полгода нужно не только разработать и ввести нормативную базу, но и подготовить людей, создать инфраструктуру, обеспечить информационные обмены, чтобы все это после 1 января работало качественно и без сбоя.

Заместитель руководителя ФМС А.А. Фоменко  отметил, что миграция в современном мире приобретает все более глобальное значение. При этом Россия является одним из наиболее привлекательных в плане миграции государств. На данный момент, по его данным, в России находятся 11 миллионов 170 тысяч иностранных граждан.

Замруководителя ФМС отметил, что значительное количество трудовых мигрантов оказывает заметное влияние как на экономику нашей страны, так и на межнациональные взаимоотношения. Значительная часть мигрантов – это молодежь в возрасте до 30 лет, которая в большинстве своем вообще не владеет или плохо владеет русским языком – естественно, ей трудно вписаться в российское социокультурное пространство. Подобное положение вещей порой вызывает негативную реакцию со стороны местного населения, увеличивается число случаев проявления нетерпимости, ксенофобии, наблюдаются случаи обострения межэтнических взаимоотношений.

В последний год по инициативе ФМС принят большой блок федеральных законов, направленных на регулирование правоотношений в миграционной сфере. В то же время одними мерами ужесточения все проблемы решить достаточно сложно. Сложившаяся ситуация требует серьезных усилий именно в области адаптации и интеграции иностранных граждан к условиям нашего общества на основе знания русского языка, уважения к культуре, религии и обычаям, укладу жизни россиян. Не случайно концепция государственной национальной политики, стратегия государственной национальной политики России до 2025 года  прописывает это направление в качестве одного из основных.

ФМС развивает это направление, взаимодействуя со всеми структурами, также работающими в этом направлении - диаспорами, общественными и религиозными организациями, научными и учебными объединениями и центрами.

На сегодняшний день, сообщил А.А. Фоменко, совместными усилиями открыто порядка 300 доступных для иностранцев курсов изучения русского языка на территории России, организованы консультационные центры по вопросам законодательства, открываются специальные адаптационные центры.

А.А. Фоменко сообщил, что закон об обязательных экзаменах разработан в том числе с участием ФМС. Его практическая реализация в части обеспечения специалистами, инфраструктурой и т.д. – задача достаточно грандиозная при том, что сколько народу будет проходить через эти тесты – сейчас сказать совершенно невозможно. 

Со своей стороны председатель Общественного совета ФМС  России В.А.Волох обратил особое внимание на роль общественных организаций и институтов гражданского общества в вопросах адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Он напомнил, что основным стратегическим направлением всей деятельности в сфере миграции является реализация положений концепции государственной миграционной политики РФ до 1925 года, утвержденной Президентом РФ. Концепция определила три основных цели – обеспечение национальной безопасности, решение демографической проблемы, а также содействие социально-экономическому развитию РФ. Исходя из этих основных целей в Концепции четко определены основные направления работы, в том числе в направлении адаптации и интеграции. В.А.Волох подчеркнул, что в этом направлении в ближайшее время предстоит очень большой объем работы как в части, касающейся изучения русского языка, законодательства и истории России, так и по созданию инфраструктуры. В этой связи  В.А. Волох обратил внимание на особую роль общественных организаций. По его словам, миграционную проблематику часто рассматривают  в разрезе мигрант-власть и мигрант-государство. Но это двустороннее положение не совсем полное. Когда речь идет об адаптации и интеграции, должно присутствовать гражданское общество, различные институты гражданского общества. Если посмотреть на практику других государств, в частности, Франции, то там многие программы реализуют институты гражданского общества. Кроме того, большая роль должна отводиться различным организациям в сфере социально ответственного бизнеса. В.А. Волох также подробнее остановился на роли работодателей. По его словам, нужно делать акцент на специальной роли работодателей в вопросах, связанных с адаптацией и интеграцией трудовых мигрантов на территорию Российской Федерации, тем более, что в этой области уже есть интересная практика и наработка.

Участники конференции обсудили ход подготовки к предстоящему введению экзамена для мигрантов по русскому языку, истории России и основам российского законодательства. Были рассмотрены, в частности, результаты апробации экзаменационных заданий, итоги разработки комплексных требований к экзаменам, а также работа сети локальных центров тестирования. Предметом обсуждения стали возможная роль работодателей в вопросах организации тестирования иностранных граждан, а также методика подготовки КИМов. Кроме того, участники круглого стола поделились конкретно-практическим опытом организации тестирования иностранных граждан, обсудили проблемы преподавания русского языка в странах постсоветского пространства и проблемы организации собеседования иностранных граждан, признаваемых носителями русского языка.

Кроме того, участники конференции обсудили более общие проблемы и перспективы социо-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество - создание и особенности инфраструктуры адаптации и интеграции, аналогичный международный опыт. Своим опытом адаптации иностранных граждан поделились представители Международного комитета Красного Креста.

По итогам конференции ее участники предложили ряд конкретно-практических рекомендаций, замечаний и предложений для Министерства образования, ФМС, Администрации Президента и других организаций и структур.