Фонд науки и образования Ассамблея народов России Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Общественная палата РФ Московский дом национальностей Федерация мигрантов России Международный альянс «Трудовая миграция»

"Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы"

В.А. Волох,

д-р полит. наук, профессор кафедры государственного управления и политических технологий ГУУ, Москва.

V.A. Volokh,

Doctor of political sciences, professor of Department of state management and political technologies, GUU, Moscow

E-mail: v.volokh@yandex.ru

С.А. Гришаева,

канд. психол. наук, доцент кафедры социологии и психологии управления ГУУ, Москва.

S.A. Grishaeva,

candidate of psychological sciences, associate professor of sociology and psychology of managment Department, GUU, Moscow.

E-mail: grishaeva@bk.ru

УДК

Международная образовательная миграция

International educational migration

Аннотация: международная образовательная миграция становится все более интенсивной в условиях современного глобализирующегося мира и ее результаты оказывают все более заметное влияние на социально-политические и социально-экономические процессы. В данной работе рассматривается процесс международной образовательной миграции, его характерные особенности, проблемы и перспективы. Анализируются последствия образовательной эмиграции и иммиграции для России, направления российской государственной политики, а также опыт других государств в области образовательной миграции.

Annotation: international educational migration is becoming more intensive in terms of modern globalizing world and its results are having more noticeable impact on socially political and economical processes. This work looks into the process of international educational migration, its main features, problems and prospects. Consequences of educational emigration and immigration to Russia are analyzed along with directions of Russian governmental policy and experience of other countries in the area of educational migration.

Ключевые слова: международная образовательная миграция, мировой рынок образования, экспорт образования, импорт образования, иностранный учащийся.

Key words: international educational migration, world market of education, export of education, import of education, foreign student.

 

Одним из важнейших видов миграционной подвижности является международная образовательная (учебная) миграция, которая представляет собой перемещения людей между странами с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. К ней относятся перемещения обучающихся различных уровней подготовки: школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений, аспирантов, докторантов, стажеров, профессионалов, повышающих свою квалификацию в различных учебных заведениях, структурах и компаниях.

Образовательная миграция сегодня обладает высокой степенью интенсивности, что обусловлено следующими объективными факторами:

1.                Усиливающаяся интеграция образовательных систем, вызванная потребностями глобальной политики и экономики.

2.                Повышение значимости образования в результате перехода к информационному обществу (обществу знаний).

3.                Необходимость непрерывного образования и постоянного повышения квалификации как ответ на все возрастающую конкуренцию на рынке рабочей силы.

4.                Развитие информационных технологий, позволяющих образовательным учреждениям увеличивать свою информационную открытость, повышать доступность своих услуг для потенциальных учащихся.

5.                Образовательная политика многих государств, направленная на интенсификацию образовательной миграции, повышение  доступности образовательных услуг, интернационализацию образовательной среды.

6.                Создание и эффективное функционирование международных программ студенческого обмена, таких как Эразмус Мундус и т.п.

Как видим, интенсивность международной образовательной миграции вызвана вполне объективными причинами, действие которых в ближайшей перспективе вряд ли ослабнет. Таким образом, не вызывает сомнений предположение, что потоки образовательной миграции будут все более интенсивными и разнообразными, вопрос только в том, какую роль будет занимать российское образование в этом процессе. На сегодняшний момент ситуация оценивается следующим образом [4]: лидер на мировом образовательном рынке (емкость которого по оценкам ВТО – 50–60 миллиардов долларов) – США, контролирующие почти треть мирового финансового образовательного оборота. По данным Юнеско [11], в 2013 году около половины от общего количества иностранных студентов приходилось всего на шесть стран-лидеров: США (19%), Великобритания (10%), Австралия (6%), Франция (6%), Германия (6%), Российская Федерация (3%). Но при этом нужно учитывать не только общее количество иностранных студентов, но и их долю по отношению к общей численности студентов. Так, в России этот показатель в 2013 году составил 3,6%, в 2014 году – 4,3% [6] в 2015 – 6% [8], в то время как, например, в Швейцарии доля иностранных учащихся в 2011 году составила 38% [1]. Кроме того, по мнению экспертов [2], прирост доли иностранных студентов в российских вузах вызван, в том числе сокращением численности российских студентов. Кроме того, эксперты отмечают [11], что со странами-лидерами в области образовательной миграции начинают довольно успешно конкурировать «новички» – Китай, Малайзия, Сингапур, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и т.д. Как мы видим, мировой рынок образования достаточно динамично развивается: появляются новые игроки, новые условия и перспективы, поэтому для России очень важно сохранить и приумножить свой потенциал страны-реципиента в области образовательной миграции, ведь, как говорится, «приток студентов определяет престиж страны» [6].

Однако международная образовательная миграция приносит не только имиджевые дивиденды, но и целый ряд социальных, политических и экономических выгод. Начнем с последних: так, например, США (лидер на международном образовательном рынке) зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее, и образование является пятой по значимости статьей экспорта американской экономики [4]. По прогнозам экспертов [9], «рынок образовательных услуг может составить в среднесрочной перспективе 90 млрд. долларов США. Экспорт образовательных услуг уже принес странам ОЭСР около 30 млрд. долларов, составив 3% общего объема торговли услугами. Например, в Австралии доходы от торговли услугами и товарами, связанными с образованием, являются третьей по важности статьей экспорта услуг, на долю которой приходится 12% его объема». Таким образом, очевидна прямая экономическая выгода от обучения иностранных студентов. Кроме того, на наш взгляд, есть и непрямая экономическая выгода от образовательной миграции: студенты – это всегда относительно недорогая рабочая сила и, в то же время, достаточно активные потребители, причем не только образовательных услуг, т.к. помимо обучения, существуют еще расходы на жилье, транспорт, питание, путешествия и т.д. Также, это экономический эффект в долгосрочной перспективе, т.к. выпускники часто ориентированы на использование технологий, материалов, оборудования и т.п. страны-реципиента, как в индивидуальном потреблении, так и при заключении контрактов на поставку [4]. Необходимо отметить, что качественно подготовленный выпускник, удовлетворенный процессом и результатом обучения, будет наглядным примером правильного выбора образовательной траектории для своих соотечественников-абитуриентов, что приедет к увеличению учебного миграционного потока. Говоря об экономической выгоде, хотелось бы отметить еще один аспект: если иностранный студент после окончания обучения останется в стране, не будет возвращаться домой, страна-реципиент получает работника, не затратив при этом средств на его становление в детстве, на его предыдущее обучение и воспитание. Другими словами, возникает экономия на вложениях в ребенка и прибыль от деятельности трудоспособного индивида.

Политический эффект образовательной миграции заключается в том, что студенты, возвратившиеся после обучения домой являются в некотором роде «послами доброй воли», т.е. агентами положительного влияния на общественное мнение по поводу страны-реципиента. Кроме того, в процессе обучения возникает большое количество неформальных контактов, в том числе и между потенциальными субъектами политической власти, что в дальнейшем может позволить избежать недопонимания в сложных политических ситуациях.

Нельзя забывать и о социальном эффекте от образовательной миграции. Общеизвестно, что многие развитые страны столкнулись сегодня с демографической проблемой, решить которую они пытаются, в том числе, и при помощи миграции. Однако мигрант мигранту рознь: одно дело, если приходится тратить время и деньги на обучение и адаптацию вновь прибывших, и совсем другое дело – бывший студент, владеющий языком, знающий культуру принимающего общества, получивший знания, умения и навыки в соответствии с запросами национального рынка труда, имеющий сложившийся круг общения и т.д. Соответственно, эта категория мигрантов не требует к себе такого внимания и усилий со стороны миграционных служб.

Таким образом, грамотная политика в области образовательной миграции приводит к тому, что за деньги самих мигрантов страна получает молодого, квалифицированного, мотивированного на интеграцию работника.

При разработке направлений и механизмов образовательной миграционной политики нужно учитывать следующие особенности этого вида миграции:

1.                Территориальная локализация (миграция осуществляется на те территории и в те населенные пункты, где есть учебные заведения, осуществляющие обучение иностранцев).

2.                Временная локализация (период миграции фиксирован и зависит от периода обучения).

3.                Возрастная гомогенность (мигранты примерно равны по возрасту).

Эти особенности указывают на то, что образовательная миграция является более «прозрачной» и легче поддается миграционному учету, что позволяет осуществлять целенаправленную политику поддержки этого миграционного потока. Российская Федерация сегодня стремится занять и сохранить достойное место в среде стран-реципиентов в области образования. В 2016 году впервые запускается открытая процедура подачи заявок на обучения через электронные ресурсы, что уменьшает количество посредников и упрощает процедуру поступления [5]. В основном, в Россию едут учиться студенты из Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана и Китая [7]. По мнению экспертов [11], важным конкурентным преимуществом является культурная близость студентов-мигрантов с культурой стран-реципиентов, что, скорее всего, и объясняет такой этнический состав иностранных студентов в России. Как уже было сказано выше, в последние годы наблюдается устойчивая положительная динамика по привлечению иностранных студентов. В 2016 году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человека на одно бюджетное место [8].  В то же время, на наш взгляд, полезно обратиться к опыту стран, являющихся уверенными лидерами на международном образовательном рынке, например, Франции. За последние 15 лет число студентов во Франции увеличилось на 90% [10]. Столь заметный прирост стал результатом грамотной целенаправленной политики в области образовательной миграции. Элементами этой политики стали: упрощение положений об обучении за счет местных партнерских связей, введение многолетних виз для студентов и исследователей, присвоение специальных статусов для некоторых категорий обучающихся, процедура «одного окна» для оформления на обучение, обеспечение общежитием, участие в программе Еразмус Мундус.

В 2015 году в Ростовской области нами было проведено исследование адаптации студентов-беженцев с Украины. Многие из опрошенных преподавателей отмечают грамотно организованную работу в вузе по организации более эффективной адаптации и интеграции обучающихся мигрантов из Украины в принимающее сообщество. Так, респондентами называются следующие виды работы с мигрантами (сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты называли все известные им способы и меры):

·                   осуществляется тьюторская поддержка – 42%

·                   предоставляется возможность заселения в общежитие на льготных условиях – 41%

·                   предоставляется возможность получения специальных стипендий/денежных пособий для мигрантов из Украины – 35%

·                   предлагаются индивидуальные программы обучения – 9%

·                   предлагаются адаптированные программы обучения – 7%

·                   предоставляется возможность посещать кружки/секции/дополнительные занятия на льготных условиях – 5%

·                   предлагаются дополнительные занятия со специалистами (психологом, профконсультантом и др.) – 4% 

·                   предоставляется возможность бесплатного/льготного питания для мигрантов из Украины – 3%

·                   проводятся занятия по обучению русскому языку – 2%

·                   обучение мигрантов из Украины ведется с использованием специальных технических средств – 1%

·                   обучение мигрантов из Украины ведется по специально разработанным пособиям и учебникам – 1%

·                   другое – 1% (материальная помощь)

Другими словами, политика эффективного взаимодействия с вынужденными мигрантами в РФ тоже выстраивается.

К сожалению, нельзя не упомянуть и о проблемах, сопровождающих экспорт образования.

Во-первых, это проблема не только притока, но и оттока молодых людей. Таким образом, все преимущества, описанные нами для страны прибытия, оборачиваются проблемами для страны выбытия (в детей вкладываются ресурсы, а трудовой потенциал достается другим).

Во-вторых, это проблема ксенофобии и мигрантофобии в принимающем обществе, а, как следствие, небезопасное пребывание студентов-мигрантов в регионе. Естественно, что отрицательное впечатление о месте учебы сводит «на нет» все политические и имиджевые дивиденды, описанные нами выше.

В-третьих, это методические проблемы, т.е. проблемы разработки учебных курсов с учетом специфики преподавания в странах выбытия. Так, в уже упоминавшемся нами исследовании студентов-беженцев с Украины, 41% респондентов отмечает, что их невысокая успеваемость связана с пробелами в образовании предыдущего уровня из-за разницы в программах обучения в наших государствах. Если такая картина наблюдается в обучении студентов из близкой нам по ментальности образовательной среды, то сложности с обучение студентов из стран Азии и Африки (поток которых увеличивается с каждым годом) будут еще более заметны.

Таким образом, конечно, необходимо стимулировать образовательную иммиграцию в Россию, и очень тщательно и грамотно организовывая работу с данной категорией мигрантов.

 

Список литературы:

1. Мэтт Аллен. Швейцария. Цена качества образования [Электронный ресурс] // Око планеты: раздел политики. URL: http://oko-planet.su/politik/politiklist/179023-shveycariya-cena-kachestvennogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 14.04.2013)

2. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах [Электронный ресурс] // 3 всемирный форум иностранных выпускников советских и российских вузов, ноябрь 2012. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/analit02.php (дата обращения: 14-31.10.2013)

3. Международная студенческая мобильность как показатель успешности системы образования [Электронный ресурс] // Бюллетень о состоянии российского образования, июнь 2015. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5474.pdf

4 Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. [Электронный ресурс] // Заседание Научного Совета ФМС России, 2011 URL:  http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf

5. Глебова: РФ приглашает бесплатно учиться в вузах 15 тысяч иностранцев [Электронный ресурс] // Интервью РИА-Новости. URL: http://ria.ru/abitura_world/20160303/1383584036.html (дата обращения: 03.03.2016)

6. Громова Е.А., Бояркин Г.Н. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России // Креативная экономика. 2011.  № 7 (55). c. 105-113. URL: https://creativeconomy.ru/articles/4141/

7. Ерохина Вера. Кто едет учиться в Россию? [Электронный ресурс] // Большой Город, раздел Образование. URL: http://bg.ru/education/kto_edet_uchitsja_v_rossiju-22496/ (дата обращения 04.03.2015)

8. Комраков Анатолий. Количество иностранных студентов в России за год выросло на четверть [Электронный ресурс] // Независимая газета, раздел Экономика. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-07-12/4_students.html (дата обращения 12.07.2016)

9. Письменная Елена Евгеньевна. Социальные последствия учебной иммиграции  (вопросы теории и методики исследования) // Реферат на соискание ученой степени доктора социологических наук, РАН 2010г.

10. По данным ЮНЕСКО, Франция занимает третье место в мире по приему иностранных студентов [Электронный ресурс] // Посольство Франции в Казахстане, раздел Новости. URL: http://www.ambafrance-kz.org/Po-dannym-YUNESKO-Franciya (дата обращения 27.11.2013)

11. ЮНЕСКО: онлайн-карта данных международной студенческой мобильности. [Электронный ресурс] //  Education-events.ru, раздел Новости для Яндекса. URL: http://education-events.ru/2014/05/16/uis-unesco-international-student-flow/ (дата обращения 16.05.2014)

 

References:

 

1.                Matt Allen. Schveizaria. Tsena kachestva obrazovaniya. [Elektronniy resurs] // Oko planety: razdel politiki. URL: http://oko-planet.su/politik/politiklist/179023-shveycariya-cena-kachestvennogo-obrazovaniya.html (data obrashcheniya:14.04.2013)

2.                Arefiev A.L. Inostrannii studenti v rossiiskikh vuzakh. [Elektronniy resurs] // 3 vsemirnii forum inostrannikh vypusknikov sovetskikh i rossiiskikh vuzov, noyabr’ 2012. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/analit02.php (data obrashcheniya: 14-31.10.2013)

3  Mezhdunarodnaya studencheskaya mobilnost' kak pokazatel' uspeshnosti systemy obrazovaniya [Elektronniy resurs] // Bulleten’ o sostoyanii rossiiskogo obrazovaniya, iyun’ 2015. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5474.pdf

4.                Vykhovanec O.D. Obrazovatel'naya migraciya kak chast' migratsionnoy politiky Rossii. [Elektronniy resurs] // Zasedaniye Nauchnogo Soveta FMS Rossii. URL:  http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf

5.                  Glebova: RF priglashaet besplatno uchit'sa v vusakh 15 tysyach inostrantsev [Elektronniy resurs] // Interview RIA-Novosti. URL:http://ria.ru/abitura_world/20160303/1383584036.html (data obrashcheniya: 03.03.2016)

6.                Gromova E.A., Boyarkin G.N. Problemy i perspektivy rasvitiya obrasovatel'noy (uchebnoy) mogracii v sovremennoy Rossii. // Kreativnaya ekonomika. 2011. №7 (55) s. 105-113. URL: https://creativeconomy.ru/articles/4141/

7.     Erokhina Vera. Kto edet ucht’sa v Rossiyu? [Elektronniy resurs] // Bol’shoy Gorod, razdel Obrazovaniye. URL: http://bg.ru/education/kto_edet_uchitsja_v_rossiju-22496/ (data obrashcheniya: 04.03.2015)

8.     Komrakov Anatoliy. Kolichestvo inostrannykh studentov v Rossii za god vyroslo na chetvert’ [Elektronniy resurs] // Nezavisimaya gazeta, razdel Ekonomika. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-07-12/4_students.html (data obrashcheniya: 12.07.2016)

9.     Pismennaya Elena Evgen’evna. Socialniye posledstviya uchebnoy immigacii (voprosy teorii I metodiki issledovaniya) // Referat na soiskaniye uchenoy stepeni doktora sociologicheskikh nauk, RAN 2010

10.            Po daanim UNESCO, Franciya zanimaet tret'e mesto v mire po priemu inostrannikh studentov [Elektronniy resurs] // Posol’stvo Francii v Kazachstane, razdel Novosti URL: http://www.ambafrance-kz.org/Po-dannym-YUNESKO-Franciya (data obrashcheniya: 27.11.2013)

 

11.            UNESCO: onlain-karta dannykh mezhdunarodnoy studencheskoy mobilnosty. [Elektronniy resurs] // Education-events.ru, razdel Novosti dlya Yandexa. URL: http://education-events.ru/2014/05/16/uis-unesco-international-student-flow/ (data obrashcheniya: 16.05.2014)